Сегодня «Российские древности» расширяют разнообразие памятников археологии и архитектуры, которые существуют на территории нашей страны. Мы отправляемся на окраину хутора Недвиговка Мясниковского района Ростовской области, что приблизительно в 30 километрах от Ростова-на-Дону. Сегодня мы открываем счет античным памятникам на нашем портале и начинаем с Танаиса, самого северного форпоста древней цивилизации, одного из городов Боспорского царства, которому, к слову в этом году исполняется ровно 2500 лет. Мы с вами вспомним греков, скифов и сарматов, а заодно и прикоснемся к происхождению названия хорватского народа.
История Боспорского царства начинается чуть южнее, в современной Керчи, в античном Пантикапее. Именно в 480 году, если верить Диодору Сицилийскому, в этом полисе пришла к власти тираническая (в античном смысле слова) династия Археанактидов, представляемая тираном (царем) Археанактом. Началась эпоха Боспора, которая продлилась более тысячи лет – в VI веке уже нашей эры Боспорское царство влилось в состав Византии.
Выходцы и, как это можно сейчас сказать, торговые представители Боспора распространялись по окрестностям – и постепенно добрались до устья Дона, или, как говорили тогда, Танаиса.
Впрочем, первое поселение боспорцев на Дону было не совсем там. То, что сейчас именуют Елизаветовским городищем, находилось рядом, неподалеку от станицы Елизаветинской Азовского района Ростовской области и появилось еще в VI веке до нашей эры. Сначала это было сезонное поселение кочевников, потом стало постоянным селением. Здесь жили скифы, сарматы, меоты – и небольшой квартал боспорцев.
Но в III веке до нашей эры что-то случилось, как полагают, в результате военного похода сарматов городище было разрушено. Неподалеку появился Танаис – самый северный город древнегреческой цивилизации.
Танаис был очень большим городом, видимо, со смешанным населением. Здесь жили и греки, и сарматы, и меоты, и скифы… Здесь были стены, башни, маяк, городская площадь… В лучшие времена в Танаисе жило до пяти тысяч человек. В 237 году нашей эры город разрушили готы. Потом его восстановили сарматы, но в начале V века он окончательно пришел в запустение.
Археологическое открытие города в 1823 году совершил человек, на счету которого создание Керченского музея древностей и Одесского историко-краеведческого музея, градночальник Керчи Иван Алексеевич Стемпковский. Однако серьезное изучение памятника началось четверть века назад.
Вот как об этом пишет историк Андрей Бойко:
«В начале 50‑х годов XIX века произошло важное событие, в значительной степени определившее дальнейшую судьбу Танаиса. Селение Недвиговка, на землях которой был расположен античный город и его некрополь, в течение десятилетий принадлежала знатному казачьему роду Мартыновых. К 1851 году в связи с политикой правления Войска Донского по ограничению помещичьего землевладения и увеличению казачьего населения Черкасского округа 700 душ крепостных А. А. Мартынова были выведены в слободу Успенскую на Миусе, а Недвиговка стала хутором Гниловской станицы Области войска Донского. Изменение социального состава населения Недвиговки и характера землепользования в её округе могло пагубно сказаться на остатках древностей.
Именно эта реальная опасность разрушения известного памятника античности привлекла к Танаису внимание Л. А. Перовского, председателя Комиссии для исследования древностей и министра уделов. В докладе на имя императора Николая I он писал: «Имею счастье испрашивать Высочайшего повеления Вашего Императорского Величества, снестись с Управляющим Военным Министерством о том, чтобы курганы и развалины в сказанной местности не передавать в пользование казаков, пока не будет сделано надлежащих археологических розысканий, которые предполагается произвести предстоящим летом». 12 (24) марта 1853 года на этой реляции была наложена резолюция: «Высочайшее повеление исполнить».
Последующие действия – организация и проведение широкомасштабных раскопок на Дону летом – осенью 1853 года, непосредственно в канун печальной для России Крымской войны, стали одним из важнейших событий в истории становления отечественной археологии. Событием, по объему исследований, важности исторических выводов и кипению страстей вокруг работ сравнимым с раскопками Г. Шлимана на холме Гиссарлык в поисках легендарной Трои – с одной, но важной поправкой: раскопки на Дону проводились на два десятилетия раньше».
Сейчас Танаис продолжает изучаться – в 1955 году была основана Нижнедонская экспедиция Института археологии РАН, городище раскапывается и музеефицируется. Сейчас можно как обойти само городище, так и увидеть артефакты, найденные при раскопках в музее. Однако два самых известных танаисских артефакта сейчас хранятся в Эрмитаже.
Речь идет о так называемых Табличках из Танаиса рубежа II-III века, которые обнаружены на раскопках 1853 года. В принципе, для истории Танаиса в них ничего сенсационного – одна из них, например всего лишь сообщает о ремонтных работах в городе. Но давайте прочитаем хотя бы одну. Хотя бы начало.
«Всевышний боже! Да свершится!
Во времена правления царя Савромата II, друга цезаря и народа Рима, благочестивого. Религиозное собрание со служителем Юлием, сыном Ральхада, во главе и отцом религиозного собрания Хороу́атоса [—], а также членов собрания Ардарака, сына [С]инеджемуса, знатного Диаиона, сына Кердонака (?) и очень знатного [—]иона, сына Форгабака, также главы молодёжи Деметриуса, сына Апполониуса, преподавателя гимнасии Басилидеса, сына Теоникуса, также Атты, сына Гераклиуса — друга религиозного собрания».
А вот вторая:
«Во времена царя Реметалка II — сына великого царя Савромата II, и Зенона — сына Фаннеса, эмиссара царя Рискупориса, а также [во времена] Хофарнаса — сына Сандарциоса, Бабоса — сына Баиораспеса, Ниблобороса — сына Досимахартоса, Хороатоса — сына Сандарца, архонта танаисцев Хофразмоса — сына Форгабакоса, Басиледеса — сына Теонеикуса, элленарха. Изготовлено за свой счёт консулом, чтобы вновь отремонтировать [площадь] для города и для торговцев, под надзором Зенона — сына Фаннеса, Фарнохартоса — сына Тауреуса, Фальдараноса — сына Аполлониуса, а также архитектора Диофантуса — сына Неополуса и Аурелиуса — сына Антониуса, Науакоса — сына Меуакоса».
Очень важно, что здесь упоминаются люди, которых зовут Хороуатос (Χορούαθος). Эту находку используют как подтверждение того, что ранние хорваты были, по всей вероятности, сарматами. В любом случае, скорее всего, Танаис таит в себе еще много загадок.
А «Российские древности» постараются в год 2500-летия Боспорского царства навестить и рассказать вам о других боспорских древностях нашей страны.
Текст: Алексей Паевский
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram.