Город Гороховец, что во Владимирской области, принято называть «столицей каменных палат России»: здесь сохранилось семь каменных гражданских построек конца XVII- начала XVIIIвеков. Это, как сказал в свое время академик И.Э. Грабарь, «столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России». «Российские древности» отправились в Гороховец, чтобы посмотреть на памятники каменного жилого зодчества допетровской Руси. Сегодня — первый материал из серии, в котором мы расскажем о самом значительном памятнике — палатах Ершова-Сапожникова.
Город Гороховец расположен на окраине Владимирской области (160 км от Владимира, 360 — от Москвы), на правом берегу реки Клязьмы. Он был основан в 1168 году великим князем Андреем Боголюбским в качестве укрепленного пограничного пункта на восточных границах Владимиро-Суздальского княжества. Функции форпоста, крепости, город утратил лишь к 1619 году. К слову, в Смутное время Гороховец в числе первых городов присоединился к движению народного ополчения. Золотом веком города стал период второй половины XVII- начала XVIII веков, когда здесь начался бурный экономический рост, обусловленный выгодным с точки зрения торговли расположением. Богатые купцы начали возводить каменные церкви взамен обветшавших деревянных, монастыри и собственные палаты. Именно в те годы сложился тот уникальный архитектурный ансамбль города, что сегодня является историческим наследием федерального масштаба.
Самая монументальная древнерусская гражданская постройка Гороховца —дом Ершова (Сапожникова). Гороховецкий купец Семен Никифорович Ершов уже в 1660-х годах был богачом. Состояние его составил винный откуп. В середине XVII века так называемое подрядное винокурение составляло более 50% всего казенного вина; и вино, произведенное на винокурнях Ершова поставлялось в Москву, на Северную Двину, в Среднее и Нижнее Поволжье. В 1690 году Семен Никифорович Ершов вместе с братом стал членом гостиной сотни и, соответственно, самым богатым купцом Гороховца.
В 1680-1700 на его средства были воздвигнуты главные каменные храмовые города: Благовещенский собор, Троице-Никольский собор в Никольском монастыре, Сретенский собор в Сретенском девичьем монастыре, церковь Знамения Богородицы в Знаменском монастыре, церковь Воскресения Христова. Свой дом у подножья Пужаловой горы Ершов также построил в 1680-е годы. В 1730-е годы гороховецкие Ершовы (часть семьи в начале XVIII века перешла в московское купеческое и дворянское сословие) разорились.
Усадьбой затем последовательно владели купцы Ширяевы, семья купца Льготина, мещанин Бирюков, «артиллерии подпорутчик» Шевырев, «девица из дворян» Радищева, и, наконец, с 1842 по 1918 годы — семья купцов Сапожниковых (их фамилия и стала второй в современном названии дома). В 1919 году, когда Гороховец посетил И.Э. Грабарь, возглавлявший комиссию Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению, дом был взят под охрану государства. При этом древние палаты стали многоквартирной коммуналкой.
Первую, частичную, реставрацию провели в 1952-1955 годах; главными на тот момент стали земляные работы вокруг здания, потому что уровень земли со стороны горы (южный фасад здания) достиг уже окон третьего этажа.
В 1974 году все жильцы были, наконец расселены, и началась уже масштабная, с архивными исследованиями, научная реставрация здания с приспособлением его под музей. И с 1981 года здесь располагается музей купеческого быта. «Ершовский» период бытования здания отражен в экспозиции ««Гражданская архитектура и быт Гороховца конца XVII века-начала XVIII века»; «сапожниковский» — в экспозиции «Русское купечество: связь времен и судеб», конец XIX – начало. XX веков».
Первоначально третий этаж палат был деревянным; в конце XVIII века его из-за ветхости разобрали и перестроили в камне. В то же время сделали входную пристройку в три этажа (палата внизу, лестница на верхний этаж и светелка наверху). Поэтому фасадный декор в духе русского узорочья конца XVII века присутствует лишь на втором этаже. Форма кровли (двускатная с вальмами) воспроизведена по гравюре 1823 года, потому что ни в одних документах об этом не упомянуто. В самой же ранней описи же дома — за 1777 год — сказано, что «оный дом» был крыт тесом.
Удивительным образом со времен Ершова сохранились деревянные ворота ограды усадьбы. Сейчас это уникальный образец древнерусской архитектуры малых форм и единственный во Владимирской области памятник деревянного зодчества XVII века.
Внутри здания за XVII век «отвечают» сводчатые крестовая палата, сени, комнаты (условно) хозяина и хозяйки дома, крутые и узкие внутристенные лестницы. Одна из таких лестниц ведет в подклет, из которого во времена Ершова начинался тайный подземный ход, по легенде в случае опасности выводивший далеко за пределы города (вариант: на противоположный берег Клязьмы). В конце XIX столетия ход был уже аварийным; в ходе реставрации 1970-х годов вход в него замуровали. При исследовании дома были найдены разные печные изразцы: периода конца XVII века, первой половины XVIII века и конца XVIII века. По ним и по обмерам исследователей, сделанным в 1886-1886 годах, можно судить о нарядности отделки печей.
Текст: Александра Шапиро
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.