В Москве, на улице Сретенке есть церковь Троицы Живоначальной в Листах. Чтобы попасть к ней, нужно с улицы спуститься по лестнице где-то метра на три: от современности к культурному слою XVII века, времени возведения храма. Его история богата событиями: он был полковым храмом стрельцов, заслуживавших милость царей Алексея Михайловича и Петра I, затем первым храмом русских моряков; в XX веке его превратят в сарай, а затем восстановят.
Московская улица Сретенка — одна из древнейших в Москве. В 1395 году москвичи вышли встречать (сретать) привезенную из Владимира чудотворную икону Божией матери. Доставить ее повелел князь Василий I(сын Дмитрия Донского), ожидавший наступление армии Тамерлана. То, что Тамерлан развернул войска и ушел от Москвы прочь, москвичи почитали чудом иконы и основали на весте ее встречи Сретенский монастырь, по которому и стала именоваться улица.
Первое документальное упоминание о Троицкой церкви на Сретенке относится к 1632 году: в Писцовой книге сказано, что «до 1632 года была на этом месте кладбищенская деревянная церковь».
Посвящение храма в честь Живоначальной Троицы было не случайным: Сретенка являлась частью дороги, ведущей на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Трудно сказать, когда именно в названии церкви появилось «прозвище» «в Листах». Историк и москвовед И.К. Кондратьев в очерке «Седая старина Москвы» (1893 год) писал: «Название «на Листах», данное этой церкви, объясняется тем, что на ограде ее долгое время в XVIII столетии вывешивались и продавались простонародные картины, известные под названием лубочных, а в старину — под названием листов».
Троицкая церковь, «занимавшая 29 саженей в длину», так бы и осталась скромным местным храмом, если бы в 1650 году у Сретенских ворот для стрельцов не выстроили 500 дворов. В то время стрелецкие слободы занимали важнейшие в стратегическом плане районы Москвы: например, Земляной город или Замоскворечье с его Калужскими и Серпуховскими воротами. Часто слободы называли по фамилиям их полковников, отсюда в топонимии Москвы появились Зубовская площадь, Левшинский, Каковинские, Колобовские, Сухаревские переулки. Стрельцы слободы, что образовалась на Сретенке близ Троицкой церкви, с 1655 (1656) года «стояли» под началом полковника Василия Лаврентьевича Пушечникова, участника важнейших политических событий и едва ли не всех военных кампаний второй половины XVII века. Его предок Григорий Пушечников был головой первого из шести стрелецких приказов, созданных Иваном Грозным; участником взятия Казани в 1552 году.
Итак, в 1650 году деревянная Троицкая церковь была сломана и иждивением стрельцов началось возведение каменного полкового храма. Однако стройка остановилась из-за морового поветрия 1654 года. В 1657 году стрельцы били царю Алексею Михайловичу челом: им нужна была материальная помощь, чтобы завершить строительство. Царь дал взаймы 150 тысяч казенных кирпичей, взяв с стрельцов «заемную кабалу в 500 рублей». И опять строительство не задалось. Патриарх Никон, который прибыл на благословление и освящение закладки стен храма, увидел, что церковный староста нарушал предписанные патриархом в храмозданной грамоте размеры храма. Фундамент было приказано «разметать», а старосту на 10 лет отлучили от церкви. Так что освятил Тихон завершенный храм — крестовокупольный, пятиглавый, в традициях «дедовской» архитектуры XVIвека — лишь в 1661 году.
В июне 1671 год стрельцы полковника Пушечникова доставили в Москву пойманного Стеньку Разина. За это царь Алексей Михайлович отменил стрельцам долг за выданные прежде кирпичи, и, как пишет в «Седой старине» Москвы Кондратьев, «возымел особенное усердие к этому храму, пожаловав ему множество образов, большую часть утвари и царские врата, вывезенные им из покоренной Орши». (Орша была покорена во время войны с Речью Посполитой, в так называемый Виленский поход). Стрельцы же, «на те деньги, что приготовлены были за тот долговой кирпич…купили кирпичу и камени из всяких припасов и построили вновь колокольню и паперти» — читаем в книге И.Ф. Токмакова «Полное историческое описание церкви Живоначальной Троицы что на Листах в Москве» (1884 год).
Интересно, что Токмаков пишет: на «картине шествия царя Михаила Федоровича из Костромы в Москву, у ворот Деревянного города изображена церковь Троицы в Листах». Речь идет о миниатюре из «Книги о избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея великия России самодержца», созданной в 1672-1673 годах. На миниатюре церковь очень похожа на храм Живоначальной Троицы в Листах. И если Токмаков сделал вывод, что рисунок свидетельствует «только о существовании тогда этой церкви», то изучавший храм в XXвеке П.Д. Барановский решил, что постройка каменной церкви относится к 1613 году. Тем более, что, как мы писали выше, храм был выстроен в традициях московской архитектуры XVI века. Архитектор и реставратор, ученик и соратник Барановского О.И. Журин, занимавшийся восстановлением храма Живоначальной Троицы в Листах в 1972-1990 годах, считал, что художник в 1670-х годах, выстраивая сюжет прибытия Михаила Романова в Москву и его встречу народом у Сретенских ворот, «просто изобразил то, что было у него перед глазами». Таким образом, можно считать: на миниатюре из книги — самое древнее изображение храма Живоначальной Троицы в Листах.
В 1680 году, уже при царе Федоре Алексеевиче, стрельцы своим иждивением пристроили к храму обетный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы — как благодарность за победу в Чигиримском походе 1678 года, который стал решающим в русско-турецкой войне за Правобережную Украину.
Следующий этап в истории храма связан с именем Петра I. В августе 1689 года Федор Шакловитый — глава Стрелецкого приказа, активный сторонник идеи возведения на престол царевны Софьи — предпринял попытку организовать выступление московских стрельцов против Петра I. В начале сентября бунтовщика захватили как раз присягнувшие Петру сретенские стрельцы приказа Пушечникова (правда, командовал ими уже другой полковник). За это Петр стрельцов вознаградил: пожаловал им на поновление Троицкой церкви 700 рублей, а сам полк сделал Стремянным, и номером первым в списке стрелецких полков Москвы. В 1699 году храм стал получать из казны ругу. Надо сказать, что пожалованные 700 рублей пришлись как нельзя кстати: 2 октября того же 1689 года Троицкая церковь пострадала от пожара. В главах и окнах сгорели деревянные пяльцы, сами главы растрескались, обгорел иконостас.
В 1701 году в расположенной неподалеку от Троицкой церкви Сухаревой башне (названа по стрелецкому полку Лаврентия Сухарева, который первым перешел на сторону Петра I во время событий 1689 года) разместилась знаменитая Навигацкая школа — первое в России флотское учебное заведение. И в 1704 году именным царским указом Троицкой церкви был присвоен статус храма при Адмиралтействе и приходского храма Навигацкой школы. Так что можно сказать: храм Троицы Живоначальной в Листах стал первым храмом для моряков в России, ведь знаменитый Никольский морской собор в Санкт-Петербурге появился только через сто с лишним лет.
Во второй половине XVIII века храм перестраивали. В 1774 году на средства П.В. Колосова, владельца парчовой мануфактуры, расположенной в соседнем Большом Сухаревском переулке, был заново выстроен и освящен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, пострадавший двумя годами ранее от пожара. В1788 году была разобрана примыкающая к его западному фасаду колокольня, а вместо нее возведена отдельно стоящая (архитектор С.А.Карин). При этом новую колокольню, вопреки канонам, поставили с юго-восточной стороны: на это повлияло повеление императрицы Екатерины IIсоблюдать ровную красную линию улиц, то есть ставить здания в ряд.
В XIX веке история храма Троицы Живоначальной в Листах — уже давно простого приходского храма — снова окажется связанной с верностью государю: в декабре 1825 года военная команда Сухаревой башни первой в Москве присягнет императору Николаю I, а к присяге ее приведет настоятель храма Григорий Богоявленский. В 1849-1855 годах архитектор М.Д. Быковский возвел новую церковную ограду; в 1878 году стены здания облицевали цветным искусственным мрамором и обновили росписи в интерьере.
Церковь Живоначальной Троицы в Листах была закрыта в 1931 году. Храм обезглавили, в нем размещалось сначала общежитие трамвайных служащих, а потом, вплоть до 1978 года —скульптурные мастерские, под которые внутреннее пространство храма разделили промежуточными перекрытиями и перегородками на этажи и комнаты. Колокольня была разобрана в 1957 году. Постепенно здание с торчащими железными трубами и отвалившейся штукатуркой стало напоминать сарай. К моменту реставрации в 1972 году полы в бывшем храме были изрыты ямами для хранения гипса, в алтаре можно было видеть остатки когда-то сделанного туалета…. К Олимпиаде-80 (к которой Москву срочно приводили в порядок) были восстановлены прежние объемы храма: с трапезной снесли надстроенный этаж, уничтожили все внутренние перекрытия и перегородки, восстановили своды, оконные проемы, надстроили главы, купола. Но исторический облик храму вернули лишь к 1990 году. В 1998 году благоустроили территорию и установили новую чугунную ограду; в 2004 возвели новую колокольню — ее пропорции были рассчитаны на основе архивных фотографий и обнаруженных при раскопках фундаментов.
Текст: Александра Шапиро
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.