По дороге из Чернигова в Киев примерно на полпути есть поворот в город Остёр, который расположен при впадении одноименной реки в Десну. Там на холме расположены остатки одного из самых малоизвестных памятников древнерусской архитектуры – Михайловской или Юрьевой божницы.
Город Остер известен нам с 1098 года. Тогда Владимир Мономах заложил «Город на Въстри» («заложи Володимєр градъ на Въстри Црквь жє при нєм стаго Михаила каменну, а вєрхъ ся дрєвомъ нарублєнъ»).
В Ипатьевской летописи под 1152 (6660) годом читаем: «И божницю же святого Михаила верх бяше нарублен деревом, и то сгоре». Некоторые исследователи полагали, что храм был создан Юрием Долгоруким (тогда бы он датировался 1126-1152 годами) и называли ее Юрьевой божницей. Однако во времена Юрия Долгорукого (мы хорошо знаем его постройки в Переславле-Залесском и Кидекше) так уже не строили.
Михайловский храм выстроен в более ранней технике – из плинфы со скрытым рядом (opus mixtum), что относит его создание к более раннему времени – скорее всего, к времени сразу после основания городка, то есть к рубежу XI-XII веков.
Это был небольшой храм с двумя Г-образными столбами (очень редкий тип церкви), но сейчас от нее осталась лишь одна апсида с участком стены. В 1753 году храм пострадал от удара молнии, в 1755 году обсуждалась возможность его восстановления. Решили, что восстановить невозможно и постановили «по нижние окна разобрать». В конце XVIII века стены разобрали, а в середине XIX века из-за обрушения склона обрушился и фундамент южной стены, потому ее и нет на плане.
В начале XXвека то, что осталось было отреставрировано по проекту известного архитектора и реставратора Петра Покрышкина (того самого, который реставрировал Спас на Нередице). Потом, с 1924 года проводились работы по консервации.
В храме осталось немного фресок (судя по всему, он был расписан до 1125 года). Реставрация фресок проводилась в 1977—1980 годах (художник В. И. Бабюк). Увы, о храме очень мало пишут и статей, посвященных ему, крайне мало. Тем не менее, в наших знаниях о нем недавно появились новые данные.
В 2010-х годах среди десятков современных «художеств» исследователям удалось обнаружить, зафиксировать и опубликовать (в 2017 году) и несколько средневековых граффити, которые по палеографическим данным можно отнести XII-XIII и к XIV-XV векам.
Одно из них имеет стандартную формулу «Господи помози», другое предположительно читается «Троелетно Сущей Богородицы млеком питаемый… Рождества (?)…», третье – «Во середу нову…», четвертое, вероятно, представляет собой имя: «Понева».
Текст: Алексей Паевский
Гейда О.С. Церкви Остра у XVI-XIX ст. / Церква-наука-суспільство: питання взаємодії. Матеріали Чотирнадцятої Міжнародної конференції (25 травня — 3 червня 2016 р.) / НКПІКЗ. — К., 2016 р. — С. 102-106
Коренюк Ю. О. Фрески кінця ХІ ст. церкви Михаїла в Острі.
Епіграфічні знахідки в Михайлівській церкві з Остра / С. Подлевський // Сіверянський літопис. — 2017. — № 1-2. — С. 72-78