Мы продолжаем проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».
Как известно, первым каменным храмом в Великом Новгороде (и вообще – первым древнерусским храмом на территории современной России) был Софийский собор, построенный князем Владимиром Ярославичем в 1045-1050 годах. После чего каменное строительство в городе замерло на полвека с хвостиком. Только в 1103 году появился новый храм, но не совсем в Новгороде. Мы уже упоминали об этом храме в наших материалах рубрики «Российские древности», но сейчас, в седьмом выпуске «Новгородских древностей» об исчезнувшем – и отчасти появившемся храме Благовещения на Городище.
…Это место называют еще Рюриково Городище. Правда, такое название ему было дано первыми новгородскими археологами-краеведами еще в конце XIX – начале XX веков («есть городище — место, где некогда было древнее поселение, в Новгород призывался Рюрик, так чье же оно еще!»). Кстати, мало кто знает, что среди первых исследователей Новгорода был молодой художник Николай Рерих, будущий гималайский житель и эзотерик, а его сын, будущий известный исследователь культуры Востока Юрий Рерих, и вовсе родился на раскопках в Новгороде, тогда еще не имевшем официальной приставки «Великий» к названию.
Со сравнительно недавних пор Городище считается находящимся в черте современного города. Не очень давно удалось показать, что именно по отношению к этому месту Новгород получил свое имя — Новый Город. Именно там обосновались призванные варяги (хотя, конечно, банального «придите к нам и правьте нами» не было, скорее это был некий гибрид антикризисного менеджера и модной ныне частной военной компании). Именно это место было древнейшим в Новгороде, и именно там традиционно находилась княжеская резиденция. Там же в 1103 году сын знаменитого Владимира Мономаха Мстислав построил свой первый храм — Благовещения.
Мстислав, как и его отец, был весьма интересной личностью. Недаром он, как и Новгород, получил прозвание Великий.
По отцу Мстислав был прямым потомком византийских кесарей, а по матери, шведской принцессе Гите, — потомком английских королей и имел весьма немалые права на британский трон (замечательный российский фантаст Владимир Свержин, к сожалению, покинувший нас в прошлом году в дилогии «Лицо отмщенья» и «Сын погибели» использует этот факт, дабы таки возвести Мстислава на английский престол).
Между прочим, западные источники реально называли Мстислава Гаральдом. Однако права правами, а первым местом княжения будущего великого киевского князя оказался именно Новгород. Именно здесь он, кстати, и заказал писцу Алексу Лазаревичу знаменитое Мстиславово Евангелие — шедевр древнерусской книжности XII века.
Судя по всему, Мстислав и Новгород неплохо ладили друг с другом, что для вольного Новгорода, еще при Владимире Святом получившем право самим выбирать себе князя, редкость. С сыном Мстислава Всеволодом получилось все наоборот: в 1136 году в Новгороде произошла мини-революция, князя выгнали, и власть взяло на себя вече.
Именно при Мстиславе в Новгороде появились сразу четыре каменных храма, обрамив город с четырех сторон. И первый из них строили, разумеется, в княжеской резиденции. Известие об этом можно найти, например, в Новгородской Первой летописи. В некоторых более поздних летописях можно встретить 1102 или даже 1099 год, но там, где речь идет о таких древних событиях, принято больше доверять Первой летописи.
Здание XII века не дошло до наших дней: в 1342–1343 годах по приказанию московского великого князя Симеона Ивановича Гордого старый храм, пришедший в окончательную ветхость («порушена» стоит) был разобран, а на его месте с некоторым сдвигом к востоку и отклонением от оси первоначальной постройки был выстроен новый.
Интересно, что «повеление» было от Симеона, но строительство велось силами не менее интересного человека – реального руководителя Новгородского государства, владыки Василия Калики (ныне почитаемого как святого в лике святителя), который был поставлен в 1331 году и правил до 1352 года, до своей смерти. Василий был очень деятельным человеком и развил весьма интенсивную строительную деятельность.
На его счету, например, части стен новгородского Детинца, ремонт Софии Новгородской и обустройство нового входа в нее, строительство церкви Входа в Иерусалим в Кремле (ее остатки нашли уже в XXI веке и раскопали не так давно), палаты 1350 года (предположительно, их остатки, сохранившиеся почти на высоту сводов «подвального этажа», тоже раскопаны экспедицией СПбГУ). Летописи указывают, что у Василия была собственная строительная артель, которой иногда пользовались другие новгородские заказчики – например, заказчики храма Спаса на Ковалеве 1345 года.
Городище в 1912 году
Когда автор писал о храме Благовещения впервые, в статье о следующей постройке Мстислава, Николо-Дворищенском соборе, дальше шла фраза: «Увы, и на месте здания XIV века сейчас можно наблюдать лишь руины: в Великую Отечественную войну его разрушили. Руины законсервированы, и есть шанс, что когда-нибудь храм восстановят, как восстановили многие разрушенные новгородские храмы».
Однако сейчас руин как таковых там уже нет, а есть раскопанные остатки храмов XII и XIV веков, законсервированные и ставшие музеем внутри сохранившихся и надложенных стен более позднего здания.
Нужно отметить, что храм XIV века был совсем иным, нежели постройка 1103 года: церковь Мстислава была монументальной шестистолпной трехапсидной постройкой с лестничной башней, а постройка XIV века была меньше и имела четыре столпа и одну апсиду.
Более того, планы храмов, хоть и ориентированы на восток апсидами, но оси храмов немного повернуты относительно друг друга. Апсиды тоже оказались смещены, и в результате остатки более древнего храма попали внутрь восточной, сохранившейся части храма XIV века. Это очень помогло экспедиции выдающегося специалиста по древнерусской архитектуре Владимира Седова, который несколько сезонов изучал храм перед музеефикацией.
Археологи обнаружили, что при строительстве нового храма в XIV веке основания древнейшей церкви были засыпаны песком и строительным слоем, содержащим фрагменты первоначальной живописи начала XII века. В результате были обнаружены тысячи фрагментов фресковой росписи этого времени, в том числе с изображениями ликов. Эти фрагменты дают представление о стиле росписей, которые входят в число древнейших на территории современной России – они древнее росписей новгородского Софийского собора. Кроме того, в этом году были обнаружены четыре десятка фрагментов надписей-граффити первой половины XII века.
«В отличие от современных граффити их делали не вандалы, это была социально принятая практика – на стенах храмов, ниже уровня росписей процарапывались сообщения о текущих событиях, молитвы, даже деловые записи. Это была своеобразная средневековая стенгазета. Возможно, что летописцы сверялись с этими граффити как с таким своеобразным архивом», — цитировал Седова пресс-релиз Института археологии РАН. Там есть даже учет хранившегося вина.
В 2017 году основные работы на месте храма были завершены, работы с фресками продолжаются, а сам храм был превращен в музей археологических остатков.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен
Новгородские древности:
Выпуск 1: Софийский собор
Выпуск 2: храм Бориса и Глеба в Плотниках
Выпуск 3: Николо-Вяжищский монастырь
Выпуск 4: храм Святого Мины в Старой Руссе
Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище
Выпуск 6: храм Ильи на Славне