Мы продолжаем проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет». Этот текст мы подготовили с помощью АНО «Русь Новгородская».

Сегодня мы хотим вас познакомить с одним из самых интересных храмов «спутника» Великого Новгорода, Старой Руссы. Этот храм сейчас, к сожалению, находится не в самом лучшем состоянии, и ждет ремонта. Некоторые считают его древнейшим храмом города, но последние исследования показали, что это не так. Тем не менее, это – шедевр новгородской школы зодчества, к тому же – имеет уникальное посвящение и находится совсем рядом с домом-музеем Федора Михайловича Достоевского. Итак, знакомьтесь, церковь святого Мины.

Для начала нужно поговорить о посвящении церкви. Святых с таким именем в православии достаточно много, но наш храм, возможно, посвящен Мине Котуанскому, раннехристианскому святому, родившемуся в Египте (хотя достоверных данных о точном посвящении храма нет).

Вот что пишет о Мине Котуанском популярный христианский источник:

Коптская икона св. Мины с Христом

«Святой великомученик Мина, родом египтянин, был воином и служил в городе Котуане под началом центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклетиана и Максимиана (284–305). Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника святой пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошелся весь город, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира.

Храм в 1937 году. Оцифрованное и колоризированное изображение с плёночного негатива. Негатив находится в собрании музея архитектуры им. А.В. Щусева (г. Москва). Источник: https://archivogram.top. Опубликовано в сообществе «Старая Русса: взгляд в прошлое»)

Перед судом правителя Пирра святой мужественно исповедал свою веру и сказал, что пришел сюда, чтобы обличить всех в злочестии. Святой Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 году. Тело святого мученика приказано было сжечь. Христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки мученика, которые положили в храме его имени, построенном после прекращения гонений на месте страданий и кончины великомученика Мины».

Этот святой особенно популярен в Греции, на балканах, а также у коптов. Те, кому знаком египетский археологический музей Абу-Мина в пригороде Александрии, место бывшего монастыря, знайте – это именно о нем.

Руины монастыря в Абу-Мине

Но вернемся в Россию. Рушанский храм достаточно долго назывался «древнейшим в Старой Руссе», несмотря на то, что первое его упоминание в источниках относится к концу XV века – в писцовой книге Шелонской пятины 1497/1498 года. В 1885 году о храме пишут: «… и по способу кладки стен можно заключить, что Мининская церковь самая древнейшая в г. Старая Русса».

Фото 1910 года.

То же самое мы можем прочитать через 60 лет у ленинградского архитектора  Сергея Бровцева: «Церковь Мины — древнейший памятник архитектуры Руссы — очень напоминает новгородскую Нередицу и другие подобные храмы XII века.  Правда, датирование церкви Мины XII веком очень трудно. Вероятно, всё-таки, это более поздний памятник». 

Вид храма с юго-востока. 2021 год. Фото: Алексей Паевский

В более поздней литературе мы можем встретить точную датировку 1371 годом, но на самом деле, скорее всего, нынешний храм появился еще позже. Петербургский археолог и историк архитектуры Илья Антипов исследовал церковь Святого Мины в 2000-х годах, и вот какое резюме он приводит: «совокупность технико-технологического, типологического и стилистического критериев даёт нам возможность датировать церковь св. Мины 1410-1430-ми гг., с большей долей вероятности можно считать, что церковь появилась во второй половине 10-х—20-х гг. XV в.». Историк архитектуры Владимир Ядрышников полагает, что нынешний храм — вторая постройка на этом месте, заменившая сгоревшую в пожаре церковь 1370-х годов.

Церковь на дореволюционной открытке.

Итак, что же представляет собой храм?

Это небольшой (9х9 метров в плане) кубический четырехстолпный храм с одной апсидой.

Оформление апсиды храма. 2021 год. Фото: Алексей Паевский

Фасады кирпичного храма разделены лопатками на три равные части, закомары украшены  трехрядным декором. В некоторых местах в стены вмонтированы закладные кресты – характерные именно для послемонгольского новгородского зодчества.

Закладной крест на северной стене. 2021 год. Фото: Алексей Паевский

Закладной крест в декоре западной стены. 2021 год. Фото: Алексей Паевский

Декор в тимпане закомары. 2021 год. Фото: Алексей Паевский

В период шведской оккупации XVII века церковь была разорена. Судя по всему, именно за век запустения, последовавшего за оккупацией, разрушились своды, столбы и барабан. Храм возобновили в середине XVIII века, в 1751 году отремонтировали. Стены перекрыли четырехскатной крышей, поверх которой установили деревянный трибун (барабанчик) с главкой. В 1830-е годы рядом с храмом соорудили деревянную колокольню, а десятью годами позже появился деревянный же западный притвор. 

Храм в разрезе. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

План храма. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

В 1874 году все поздние пристройки перестроили и между колокольней и церковью появилась трапезная. Эти западные пристройки разобрали в 1930-е годы. Интересная история произошла с одним из колоколов с церкви Мины. На нем была надпись Albert Benninck me fecit Lubeck anno 1672» («Альберт Беннинк меня вылил в Любеке 1672 года»). Во время оккупации Руссы фашистскими войсками колокольню храма использовали в качестве смотровой площадки. Командир шлезвигских саперов обнаружил колокол, и его отправили в Любек – в качестве подарка от корпуса. Далее о приключениях колокола пишут так:

Вид с востока. 2021 год. Фото: Алексей Паевский

Вид с запада. Фото 2020 года Сергея Аванесова

Южный фасад. 2021 год. Фото: Алексей Паевский

«3 декабря 1942 года колокол доставлен по железной дороге в Любек и передан старшине гарнизона. 5 января 1943 года он размещён в вестибюле госпиталя Святого духа, 19 января — состоялась торжественная передача городу. Затем колокол был помещён на нижних хорах церкви Святой Катарины, ставшей музеем, где и хранился в течение последующих лет.

Храм на фото 1942 года

Полевая газета «Feldzeitung von der Maas bis an die Memel» от 3 декабря 1942 года разместила статью об этой находке под названием: «Eine deutsche Glocke klang am Ilmensee». Эта газета во время наступления попала в руки бойцу Николаю Михайловичу Поликашёву, уроженцу Старой Руссы. Увидев фотографии родного города, он сохранил статью. Лишь спустя 50 лет рассказал о ней местному краеведу Нине Леонтьевне Богдановой. Так был найден след колокола. Обратившись к властям Любека, рушане получили согласие на возвращение колокола в Старую Руссу». В феврале 2001 года колокол вернулся в Руссу и теперь он выставляется в музее Северо-Западного фронта.

Во время Великой Отечественной войны храм был поврежден.  В начале следующего десятилетия над ним соорудили временную крышу, в 1960-1962 году под руководством Любови Митрофановны Шуляк провели консервационно-реставрационные работы, однако в 1988-1989 годах пришлось проводить противоаварийные работы. В 1994 году Г. П. Никольская составила два проекта реставрации: на первоначальную дату и в формах XVIII века, с деревянными завершениями. В итоге выбрали второй вариант. Правда, в 2000-х провели несколько работ, которые повредили памятнику (заливка бетоном фундаментов, некачественная облицовка стен). Реставрацию же – одновременно с архитектурно-археологическим изучением завершили только в 2008 году, однако состояние памятника оставляет желать лучшего.

Редакция портала благодарит Илью Антипова за консультации.

Материал создан в рамках совместного проекта «Российских древностей» и Новгородской области при поддержке губернатора Андрея Никитина и АНО «Туристический офис «Русь Новгородская»


Текст: Алексей Паевский

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Новгородские древности:

Выпуск 1: Софийский собор

Выпуск 2: храм Бориса и Глеба в Плотниках

Выпуск 3: Николо-Вяжищский монастырь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *