Вышел новый том ежегодника «Археологические открытия». В сборник вошли 227 статей, которые освещают результаты археологических работ сезона 2018 г. на памятниках всех эпох, на всей территории России и за рубежом.
На фото — гончарная печь из Кёнигсберга, снимок из статьи Е.А. Калашникова и коллег «Охранные раскопки в Калининграде в 2017-2018 гг.»
Так, Х.А. Амирханов с соавторами пишет о работах на стоянках Мухкай 1 и 2 в Дагестане. Оба памятника датируются временем примерно от 1 до 0,8 млн. л.н. и важны для решения проблемы перехода от эпохи олдована к ашелю. Среди находок – чопперы, типичные для олдована. Другие орудия, с двухсторонней обработкой, показывают, что мастера, жившие на стоянке, теоретически могли создавать рубила ашельских форм, но при этом ни одного такого орудия археологи не нашли.
В.В. Питулько рассказывает о работах на стоянке Яна-В в якутском Заполярье, которая датируется возрастом 27–29 тыс. радиоуглеродных л.н. Там, в частности, открыты остатки очага, возле которого находилась каменная наковальня. Рядом обнаружены многочисленные артефакты, которые связаны с производством и ремонтом охотничьего вооружения.
А.А. Куличков с коллегами отчитываются об открытии первого памятника неолитической среднедонской культуры со стратиграфически однородным, несмешанным слоем – поселения Доброе 9. Авторы раскопок использовали трёхмерную фиксацию, впервые в Верхнем Подонье провели археозоологические исследования, а кроме того, получили радиоуглеродную дату для культурного слоя.
Коллектив исследователей во главе с В.И. Молодиным сообщает о раскопках на памятниках Усть-Тартас 1 и 2, Тартас 1 в Новосибирской области. На первом из них исследовали «рыбные ямы» барабинской неолитической и одиновской культуры бронзового века, а также культовый комплекс эпохи раннего неолита. На памятнике Усть-Тартас 2 изучали материалы усть-тартасской и одиновской культур, а кроме того, открыт ранее не известный могильник. На памятнике Тартас 1 доисследовали неолитическую яму для квашения рыбы, погребения андроновской культуры и ритуальных объектов – пахомовской.
Группа исследователей во главе с Е.М. Колпаковым вводит в научный оборот материалы раскопок и разведок на Кольском полуострове. В частности, они описывают остатки жилища на побережье пролива Семиостровский рейд, которое, судя по радиоуглеродным датам, оказалось самым ранним в культуре гресбакен (конец неолита – начало бронзового века). Среди других примечательных находок – орудия из раскопа на острове Каменный, на комплексе канозерских петроглифов: кинжал, наконечники стрел и тесло. Все они, по предварительным данным, сделаны из южношведского камня, скорее всего, не имели утилитарного значения, и датируются II тыс. до н.э.
А.И. Юдин с соавторами рассказывают, в частности, о редкой находке на поселении Чекон, памятнике майкопско-новосвободненской общности. Это керамическая орнаментированная статуэтка, которая изображает женское божество. Аналогии фигурки происходят из трипольской культуры.
Т.Н. Собольникова и А.В. Кузина пишут о погребально-ритуальном комплексе раннего железного века, открытом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Он раскопан на поселении Няксимволь 2, состоял из кострища и 15 погребений. Среди находок выделяются железный кинжал с раздвоенным навершием, антропоморфная бронзовая подвеска, бронзовая плакетка с изображением двух фигур, опирающихся на трость или меч, а также серебряная подвеска в виде оленя.
Л.С. Воротинская и А.И. Дробушевский сообщают об открытии первого на территории России памятника латенизированного круга. Это поселение Марково 3, которое авторы раскопок относят к памятникам зарубинецкого круга типа Харьевка. Среди маркеров – фрагменты лепных лощеных сосудов: с расчесами и выпуклыми валиками, граненые венчики, фрагменты ручек. Кроме того, встречалась хроповатая керамика, в том числе один фрагмент стенки с четкой границей хроповатой и лощеной поверхности.
П.Г. Гайдуков с коллегами рассказывает о шести раскопах в Великом Новгороде. Среди выделяющихся находок – деревянная цера, золотой квадрифолий-реликварий с перегородчатой эмалью, уникальная печать княжеской сотни.
Интересна статистика по открытым листам, опубликованная в сборнике. В 2018 г. поступило 3145 заявок на открытые листы, 285 из них были отклонены (9%). Минкульт РФ выдал 2768 листов. К моменту выхода сборника исследовали сдали 2119 отчётов о работах в 2018 г., вернули, как неиспользованные, 184 разрешения.
Полный текст ежегодника можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН.