На правом высоком берегу Волхова, напротив крепости Старой Ладоги, расположена старинная деревня Чернавино: «что в Ладоге на горе за рекой за Волховом». В своем зимнем путешествии «Российские древности» посетили одну из древнейших крепостей России и, конечно же, перешли по льду Волхова на другой берег, чтобы увидеть очень интересный храм, который хоть и построен «всего лишь» в XVII веке (тем самым уже подпадает под критерии нашего портала), но выстроен на основе памятника гораздо более древнего и воспроизводит древнейший типов одноглавых бесстолпных храмов с трапезной и приделом. Итак, знакомьтесь: церковь Василия Кесарийского.
Упоминание деревни Чернавино — правда, под именем села Васильевского — впервые встречается в переписных оброчных книгах 1499 года. Однако возведение первого каменного, на деревенском погосте, храма исследователи относят к первой половине XIV века, когда архиепископом Новгорода и Пскова был Василий Калика (умер в 1354 году; почитается как святой в лике святителей). Вот что написано было в «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» за 1884-1885 годы (вып. VIII, IX и X, Спб). «Васильевская церковь была одною из древнейших церквей здешнего края, хотя и не входила в состав города, как входили Пречистенская, Климентовская и Георгиевская. Нынешний храм, судя по употребленному на него материалу, построен никак не позже 14-го века и может быть создан новгородским архиепископом Василием, в честь тезоименитого ему святителя, как делали многие князья, владыки и посадники новгородские. Сходство Васильевского погоста с церквами новгородскими, построечными сим святителем и его преемником, св. Моисеем, как-то: Ковалевскою, Волотовскою и др. подтверждает эту загадку. Св. архиепископ Василий скончался в 1352 г. А так как каменные церкви, особенно около этого времени, и в самом Новгороде строились по преимуществу в монастырях, то можно полагать, что и здешний храм построен был в монастыре прежде существовавшем, или вновь учрежденном в конце XV века.
Память о нем сохранилась только в названии земель и служителей монастырскими». Скорее всего Васильевским село было названо как раз по храму.
Пожалуй, первое документальное упоминание о Васильевском монастыре и его храме в честь Василия Кесарийского относится к 1501 году. На обороте рукописной богослужебной книги 1501 года «Пролог. Март-август» была сделана надпись: «Лета 7051 (1543)-го апреля дал сию книгу Пролог в дом св. Василью старец Варламей Васильевскаго монастыря Васильев сын Лаптева при игумени Тарасии». В 1555 году монастырь упомянут в жалованной грамоте Ивана Грозного об освобождении от платежа корма ладожскому наместнику. Почти через тридцать лет, в 1580-х, монастырь пришел в упадок, связанный с ухудшением экономического положения ладожских земель. В переписной книге Обонежской пятины, Заонежской половины, составленной в 1582–1583 годах было отмечено запустение обители. «Погост Васильевской на Волхове. На погосте церковь Василей Кисарейски без пения, стоит на Царя и Великаго Князя земле. Да на погосте же мест дворовых: место поповское, место дьячка церковного, место понамарево, место проскурницино. Пашни к церкве не дано».
В 1610 году началась русско-шведская война. В 1611-м шведы до основания разрушили Валаамский монастырь, и уцелевшая братия с остатками монастырских святынь и ценностей двинулась в Старую Ладогу. Здесь монахи скитались из монастыря в монастырь, то спасаясь от новых наступлений врага, то не в силах обустроиться в слишком маленькой обители. В 1617-м согласно Столбовскому договору Корельский уезд, а вместе с ним остров Валаам, отошли Швеции. И в 1618-м царь Михаил Федорович удовлетворяет просьбу уже совсем немногочисленной братии занять Васильевский монастырь, который «стоит пуст»». Документы сообщают о разрухе и бедности в монастыре: в 1620 году, разоренная «немецкими людьми» церковь Василия Кесарийского «осыпалась»; в 1627 году из-за отсутствия денег на восковые свечи « в церкви Божии служача с лучиною, образа закоптели»; в 1647 году упоминалось «на монастыре три кельи: келья черного священника да две кельи братские». В 1666 году в документе «Досмотр зданий, движимого имущества, земляных угодий и рыбных ловель Васильевского, что напротив Ладоги, монастыря» было зафиксировано печальное состояние церкви Василия Кесарийского: «…церковь бывала каменная, а ныне развалилась до основания, во имя Василия Кесарийского».
Восстановили церковь Василия Кесарийского лишь спустя двадцать лет. «В синодике: «192 года (1684 — прим. «РД») по вере и обещанию построил в Ладоге, в Васильевском монастыре, церковь Божию каменную, с трапезою, во имя Василия Кесарийского и освящена в 194 году (1686 —прим. «РД»), генваря в 28-й день, раб Божий Тихон, сын Бестужев, с женою и детьми, для своего спасения и родителей своих вечного поминовения, и кто в тое святые обители випредь будут игумены или строители и братия, им бы пожаловать во святых своих молитвах за нас грешных Бога молить и родителей наших поминать». Раб Божий Тихон, сын Бестужев — это воевода и «старый дворянин» Тихон Иванович Бестужев, сделавший вклад в строительство храма.
Итак, что же было возведено-воссоздано на фундаменте старой церкви с использованием старых же ее камней? (А точнее местного, волховского, грубо обработанного известняка). Местные, вероятнее всего, мастера выстроили небольшой бесстолпный храм, к повышенному четверику которого с востока примкнула полукруглая пониженная апсида, с запада — прямоугольная в плане трапезная, с юга — квадратный с открытой папертью (сохранилась лишь частично) придел во Благовещения Пресвятой Богородицы. Толщина стен колеблется от 1,5 до 2,9 м. Внутреннее пространство храма было перекрыто коробовыми сводами с распалубками. Большой и малый барабаны, на которые были водружены деревянные главки, ставились прямо на кирпичные своды. Главки крылись лемехом. И поскольку неизвестно, как выглядел прежний храм Василия Кесарийского, то можно только предполагать, что новый возвели по его образу и подобию, то есть в формах XV, а то и XIVстолетия. Несомненно одно: мастера были хорошо знакомы с традициями зодчества древнего Новгорода. Меж тем, считают специалисты, в облик храма были привнесены и черты древнерусских церквей клетского типа, характерных для севера России, и элементы декора в духе московской архитектуры второй половины XVII века.
История церкви после ее постройки и освящения долго не прослеживается документально: соответствующие источники не обнаружены. В 1715 году Петр I издал указ о восстановлении прежней обители на острове Валаам и Васильевский монастырь перестал быть «валаамской резиденцией». В царствование Екатерины II, в 1764 году монастырь был упразднен и церковь Василия Кесарийского стала обычной приходской.
В 1906 году в связи с очень плохим состоянием древнего здания Императорская Археологическая комиссия поручила его обследование Николаю Филипповичу Романченко (1869-1923) — историку архитектуры, гражданскому инженеру, известному в Санкт-Петербурге архитектору, реставратору крепости в Старой Ладоге, председателю Староладожского церковно-приходского попечительства. После обследования Романченко взялся выполнить ремонт здания (замена сгнивших кровли и полов на новые, покрытие фасадов штукатуркой) безвозмездно. В 1913 году храм обследовал Николай Гаврилович Буниатов (1884-1943) —архитектор, исследователь памятников древнерусского зодчества. Его чертежи хранятся ныне в архиве Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств.
Интересное дополнение по теме живописных изображений храма. Уроженцем деревни Лопино, принадлежавшей к приходу церкви Василия Кесарийского, был художник-передвижник Василий Максимович Максимов (1844-1911) — сын крестьянина, посвятивший творчество изображению крестьянской жизни. Его полотна до сих пор экспонируются в Третьяковской галерее. Так вот, в 1899 году Максимов написал картину «Будущий художник», на которой явно читается фасад церкви Василия Кесарийского. А на картине 1900-х годов «Опять на родине» художник изобразил себя перед могилами родителей у погоста, что издревле находился у этой церкви. Отпевали Максимова также в церкви Василия Кесарийского; на погосте сейчас можно видеть его надгробный памятник.
В 1937 году храм перестал действовать, в 1940 году его закрыли. На железной кровле сушили зерно, а внутри был устроен сельский клуб с библиотекой. В войну за толстыми стенами храма местные жители пережидали бомбежку. По счастливому стечению обстоятельств, древнее здание не было разрушено во время артналетов и обстрелов. В 1949 году были проведены схематический обмер, фотофиксация и небольшой ремонт здания. До 1960 года, пока храм не был признан памятником всесоюзного значения, в нем по-прежнему размещался клуб.
В 1963 году Инспекция по охране памятников Ленинградской области инициировала подготовку научной реставрации, однако работы так и не начали. До начала 1990-х «бесхозный» храм пустовал, при том, что еще в конце 1970-х его состояние было практически аварийным. И лишь в 1991-1994 годах после дополнительных научных изысканий был воплощен проект реставрации 1963 года: воссоздание тесовой кровли и покрытие главок лемехом, восстановление барабанов храма и придела, работы по фасадам.
В 2003 году в деревне Чернавино был образован женский скит, который приписали к Никольскому монастырю в Старой Ладоге. Новая реставрация фасадов храма Василия Кесарийского проводилась в 2006 году. Восстановление внутреннего убранства еще только предстоит.
Текст: Александра Шапиро. Фото Алексея Паевского
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.