Новостроечная экспедиция Института археологии РАН обнаружила в Крыму некрополь римского времени с антропоморфными надгробьями и стелами с личинами: на сегодняшний день это самая крупная коллекция каменных изваяний, принадлежащих «позднескифской» культуре. Открытие совершено при исследовании грунтового могильника Киль-Дере в ближней округе Севастополя во время археологических работ, предваряющих строительство автотрассы «Таврида».
«Это, пожалуй, наиболее значительные и важные по своим научным результатам раскопки Института археологии в Крыму в 2020 году. Возможность изучить на широкой площади один из немногих могильников римского времени позволила точно документировать его структуру, пространственную организацию и добавило новый материл к характеристике „варварского населения“ — ближайших соседей Херсонеса, испытавших сильное влияние античной культуры. И, к сожалению, раскопки позволяют с протокольной точностью зафиксировать масштабы грабительства на археологических памятниках Крыма», — отметил директор Института археологии РАН академик Николай Макаров.
Могильник Киль-Дере 1, открытый археологами в 2018 году, расположен на склонах крутого высокого холма в Инкерманской долине. Эта местность была густо заселена в римскую эпоху: в нескольких километрах от могильника Киль-дере находятся такие известные некрополи, как, Чернореченский могильник, Инкерманский могильник, «Совхоз № 10» и одно из самых ярких открытий во время исследований перед строительством трассы «Таврида» — могильник Фронтовое 3.
В отличие от последнего, могильнику Киль-Дере 1 повезло меньше: о его существовании знали «черные копатели», и могильник давно и систематически грабили. Когда экспедиция под руководством Сергея Язикова приступила с исследованиям, археологи обнаружили более 120 грабительских ям. Судя по характеру повреждений, разграбление некрополя началось в 2000 годах и продолжались до недавнего времени. В ходе тщательной фиксации всех разрушенных могил стало понятно, что могильник был перекопан большой группой грабителей с использованием землеройной техники и современной аппаратуры: металлодетекторов и георадаров, хотя использовались и «дедовские» способы поисков погребений щупами. Из 232 захоронений, исследованных археологами, всего 14 оказалось неразграблены.
Погребения покрывают весь холм. Наибольшая плотность захоронений приходится на центральную часть могильника, где они расположены одно над другим. На склоне холма, возле южной границы некрополя, могилы расположены рядом, но друг друга не перекрывают.
В могильнике археологи обнаружили погребения трех типов: с одним или двумя подбоями с каменными закладами, которые закрывали боковые погребальные камеры с захоронением, и могилы с каменными ящиками. Третим типом погребального обряда были захоронения по типу кремации в амфоре.
При разборе четырех могил в южной части некрополя археологи нашли непотревоженные каменные надгробия. Возле одной из могил рядом с надгробием было установлено каменное основание с овальным углублением для жертвенной пищи. В ходе дальнейших работ в разграбленных погребениях археологи обнаружили 63 надгробия разного типа: антропоморфные стелы, надгробные стелы с личинами и основания для стел. На сегодняшний день это самая значительная коллекция надгробий, полученная когда-либо при раскопках «позднескифских» могильников Крыма римского времени: в ближайших крупных и широко известных некрополях найдено всего 15 таких надгробий.
«Подобные каменные надгробия, вероятно, устанавливали над погребениями знатных людей. Судя по такому большому количеству стел, можно предположить, что некрополь Киль-Дере обладал особым статусом для ближней округи Херсонеса и всего юго-западного Крыма в римскую эпоху», – отметил руководитель археологических работ Олег Шаров.
В погребениях археологи обнаружили традиционный набор предметов, представляющих заупокойные дары: керамическую краснолаковую посуду, изготовленную на гончарном круге, стеклянные сосуды, изделия из металла. Как полагают исследователи, собранные артефакты — лишь остатки того, что оставили «черные копатели», а все предметы из драгоценных металлов были изъяты грабителями.
Способы захоронения и найденные в могильнике предметы позволяют определить временные рамки некрополя и этническую принадлежность населения, жившего на этой территории в римскую эпоху. Вероятно, могильник начал функционировать на рубеже I-II веков и прекратил существование в конце IV века, в эпоху Великого переселения народов. Погребальная обрядность местного «позднескифского» населения испытала на себе влияние новых этнических культур: так, на смену захоронениям с подбоем в III веке пришли погребения в каменных ящиках и кремации в амфорах.