В селе Исады, что расположено на правом берегу Оки неподалеку от городища Старой Рязани, есть храм Воскресения Христова. Возведенный в XVII столетии, он представляет собой прекрасный образец русского узорочья. Но из ряда храмов-«ровесников» его выделяет редкий элемент архитектурной композиции: две разновеликие апсиды алтаря. А с исторической точки зрения храм интересен тем, что по сути является памятником воеводе первого ополчения 1611 года Прокопию Петровичу Ляпунову. В апреле во время путешествия по Большому Рязанскому кольцу экспедиция «Российских древностей» добралась до памятника, несмотря на попытки навигатора завести нас на бездорожье.

Автомобиль «Красный просвещенец» экспедиции возле храма. Фото Алексея Паевского. 2021 год.

У села Исады древняя история. По данным археологов, это одно из ранних славянских сельских поселений, сконцентрированных вокруг Старой Рязани в конце XI-начале XI веков. Слово же «исад» (в различных русских говорах — «исада», «исадь», «исады», «изсад») обозначает место высадки с речных судов на берег; пристань, где происходила перевалка грузов торгового флота. Иными словами, село Исады, скорее всего, и было таким перевалочным пунктом близ Старой Рязани — торгового центра на Волго-Окском речном пути. 

Вид храма с востока. Фото Алексея Паевского. 2021 год.

Первое письменное упоминание о селе относится к 1217 году: летописец рассказал, как по приглашению рязанского удельного князя Глеба Владимировича и его брата Константина Владимировича, удельного пронского князя, в Исады съехались рязанские и пронские князья с ближними боярами. В разгар пира дружинники Глеба и Владимира перебили всех гостей, среди которых были и близкие родственники коварных князей. Причиной жестокой расправы стал передел власти в Рязанском княжестве. 


Входной портал. Фото Алексея Паевского. 2021 год.

Через несколько веков Исады оказались связаны с именем думного дворянина Прокопия Петровича Ляпунова (?- 1611) — политического и военного деятеля Смутного времени. Предки Прокопия Петровича известны по документам 1550-х годов. Были они — по выражению историка С.М. Соловьева — «худородными», то есть незнатными, не занимавшими значительного места в среде древнего рязанского боярства. И первым, кто возвысил нетитулованный дворянских род Ляпуновых, стал Прокопий Петрович. Путь Ляпунова к царскому признанию был довольно извилистым, вполне в духе того непростого времени. Противник правления Бориса Годунова, Ляпунов после его смерти перешел на сторону Лжедмитрия I, способствуя укреплению его влияния и власти. Когда же Лжедмитрия I убили, Прокопий Петрович не присягнул Василию Шуйскому, а стал участников движения Ивана Болотникова. А в 1606 году перешел-таки на сторону Шуйского, и за то, что отряды Ляпунова приняли активное участие в разгроме войск Болотникова, царь сделал Прокопия Петровича думным дворянином.

И вот в 1607 году Прокопий Петрович Ляпунов вместе с сыном Владимиром получают от Шуйского ввозную грамоту на село Исады, которое до того было дворцовым: «От царя и великого князя Василья Ивановичя всея Русии в Резанской уезд в Старорезанской стан в село Исады на реке на Оке, что ныне то село в наших во дворцовых селах, всем крестьяном, которыя в том селе живут. Пожаловал есмя тем селом Прокофья Петровичя Ляпунова да сына ево Володимера к резанскому их поместью». Интересно, что исследователи описывают две надгробные плиты на погосте в Исадах: одна, над могилой отца Прокофия Петровича, датированная 1587 годом, другая, 1603 года — над могилой его жены. То есть получается, что Ляпуновы имели к Исадам какое-то отношение еще до того, как получили на село грамоту. В 1611 году Прокопий Петрович Ляпунов, активный участник, воевода, первого антипольского ополчения, погиб. В 1613 году Исады стали называться вотчиной Ляпуновых. 

Апсиды храма. Фото Алексея Паевского. 2021 год.

Церковь Воскресения Христова в Исадах можно считать памятником Прокопию Петровичу Ляпунову, который возвели его сын Владимир Прокопьевич и внук Лука Владимирович. Об этом на серебряном напрестольном алтарном кресте была сделана надпись: «Лета 7144 года (1636 года — прим «РД») мая в 20 день на память св. мученика Фалалея и обретение честных мощей иже во святых Отца нашего Алексея Митрополита Киевского и всея Росии чудотворца сей животворящей крест Господень приложил в вотчину в свою в Старой Резани в селе Исадех в церковь Воскресение Христово и к великомученикам Флору и Лавру и к Чудотворцу Николе и к благоверному князю Владимиру Владимир Прокопьев Ляпунов по своем родители и по себе в наследие вечных благ, доколе сия святая Божия церковь предстоит».

Крыльцо храма. Фото Алексея Паевского. 2021 год.

Скорее всего, новый храм возводился Ляпуновыми в 1636 году на месте прежде существующего деревянного. Специалисты считают, что композиция здания могла быть похожа на храм Сошествия Святого Духа на Апостолов в Рязанском Кремле. Первоначально в небольшом храме были сделаны два придела, освященные в честь святого князя Владимира и мучеников Флора и Лавра. В 1672 году — снова, как и в 1636 году, «тщанием и подаянием» Луки Владимировича Ляпунова — храм подвергся кардинальной перестройке, в 1674 году в нем освятили придел во имя Георгия Победоносца. Об этом свидетельствует надпись на закладном камне, сохранившемся на южной стороне трапезной. После реконструкции к объему храма добавились притвор с шатровой колокольней над ним, верхний этаж с крытой галереей-папертью, большая трапезная. Стольник Лука Владимирович Ляпунов прожил большую жизнь, скончавшись в 1688 году в возрасте 71 года. До наших дней правее церковной звонницы, под папертью, в западной стене трапезной сохранилась памятная плита над его захоронением. 

Вид с юго-востока. Фото Алексея Паевского. 2021 год.

В 1748 году главы храма разобрали и переложили заново, так как «от давнаго построения главы все развалились, от чего во время дождя бывает течь немалая». Вместе с ремонтом глав к западной стене трапезной пристроили одноэтажное каменное здание, где потом разместили церковно-приходскую школу. Ляпуновым и их родственникам Ржевским Исады принадлежали до 1815 года.

Фотография церкви из журнала «Столица и усадьба» №52, 1916 год

Затем село стало собственностью полковника Ивана Артамоновича Кожина (1781-1833). Кожин в юности сделал стремительную карьеру при императоре Павле I, но с воцарением сына Павла, Александра I, был вынужден покинуть военную службу. В 1818 году Кожин получил разрешение «привесть в лучшее состояние на его собственный кошт» обветшавший храм. Так, были расширены приделы на верхнем этаже. В конце XIX столетия наследники Кожина (которым Исады принадлежали до самой революции), заменили деревянное крыльцо храма каменным, выстроенным по образцу шатрового крыльца Покровского собора в Москве.

Западный компартимент. Фото Алексея Паевского. 2021 год.

Сразу после революции была закрыта действующая при храме церковно-приходская школа, а в 1939 году закрыли и сам храм. Годом позже в нем разместилось зернохранилище. Купола сняли, разорили внутреннее убранство, экспроприировав все ценное. После зерна в здании хранили соль, химические удобрения, которые уничтожили оформление стен. В 1989 году практически уже аварийный храм вернули верующим. Однако древний уникальный памятник постоянно находится на грани гибели: в 2006 году его чуть не уничтожил оползень, обрушивший берег Оки; в 2017 году обвалились ступени и дала трещину центральная глава.


Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *