В селе Исады, что расположено на правом берегу Оки неподалеку от городища Старой Рязани, есть храм Воскресения Христова. Возведенный в XVII столетии, он представляет собой прекрасный образец русского узорочья. Но из ряда храмов-«ровесников» его выделяет редкий элемент архитектурной композиции: две разновеликие апсиды алтаря. А с исторической точки зрения храм интересен тем, что по сути является памятником воеводе первого ополчения 1611 года Прокопию Петровичу Ляпунову. В апреле во время путешествия по Большому Рязанскому кольцу экспедиция «Российских древностей» добралась до памятника, несмотря на попытки навигатора завести нас на бездорожье.
У села Исады древняя история. По данным археологов, это одно из ранних славянских сельских поселений, сконцентрированных вокруг Старой Рязани в конце XI-начале XI веков. Слово же «исад» (в различных русских говорах — «исада», «исадь», «исады», «изсад») обозначает место высадки с речных судов на берег; пристань, где происходила перевалка грузов торгового флота. Иными словами, село Исады, скорее всего, и было таким перевалочным пунктом близ Старой Рязани — торгового центра на Волго-Окском речном пути.
Первое письменное упоминание о селе относится к 1217 году: летописец рассказал, как по приглашению рязанского удельного князя Глеба Владимировича и его брата Константина Владимировича, удельного пронского князя, в Исады съехались рязанские и пронские князья с ближними боярами. В разгар пира дружинники Глеба и Владимира перебили всех гостей, среди которых были и близкие родственники коварных князей. Причиной жестокой расправы стал передел власти в Рязанском княжестве.
Через несколько веков Исады оказались связаны с именем думного дворянина Прокопия Петровича Ляпунова (?- 1611) — политического и военного деятеля Смутного времени. Предки Прокопия Петровича известны по документам 1550-х годов. Были они — по выражению историка С.М. Соловьева — «худородными», то есть незнатными, не занимавшими значительного места в среде древнего рязанского боярства. И первым, кто возвысил нетитулованный дворянских род Ляпуновых, стал Прокопий Петрович. Путь Ляпунова к царскому признанию был довольно извилистым, вполне в духе того непростого времени. Противник правления Бориса Годунова, Ляпунов после его смерти перешел на сторону Лжедмитрия I, способствуя укреплению его влияния и власти. Когда же Лжедмитрия I убили, Прокопий Петрович не присягнул Василию Шуйскому, а стал участников движения Ивана Болотникова. А в 1606 году перешел-таки на сторону Шуйского, и за то, что отряды Ляпунова приняли активное участие в разгроме войск Болотникова, царь сделал Прокопия Петровича думным дворянином.
И вот в 1607 году Прокопий Петрович Ляпунов вместе с сыном Владимиром получают от Шуйского ввозную грамоту на село Исады, которое до того было дворцовым: «От царя и великого князя Василья Ивановичя всея Русии в Резанской уезд в Старорезанской стан в село Исады на реке на Оке, что ныне то село в наших во дворцовых селах, всем крестьяном, которыя в том селе живут. Пожаловал есмя тем селом Прокофья Петровичя Ляпунова да сына ево Володимера к резанскому их поместью». Интересно, что исследователи описывают две надгробные плиты на погосте в Исадах: одна, над могилой отца Прокофия Петровича, датированная 1587 годом, другая, 1603 года — над могилой его жены. То есть получается, что Ляпуновы имели к Исадам какое-то отношение еще до того, как получили на село грамоту. В 1611 году Прокопий Петрович Ляпунов, активный участник, воевода, первого антипольского ополчения, погиб. В 1613 году Исады стали называться вотчиной Ляпуновых.
Церковь Воскресения Христова в Исадах можно считать памятником Прокопию Петровичу Ляпунову, который возвели его сын Владимир Прокопьевич и внук Лука Владимирович. Об этом на серебряном напрестольном алтарном кресте была сделана надпись: «Лета 7144 года (1636 года — прим «РД») мая в 20 день на память св. мученика Фалалея и обретение честных мощей иже во святых Отца нашего Алексея Митрополита Киевского и всея Росии чудотворца сей животворящей крест Господень приложил в вотчину в свою в Старой Резани в селе Исадех в церковь Воскресение Христово и к великомученикам Флору и Лавру и к Чудотворцу Николе и к благоверному князю Владимиру Владимир Прокопьев Ляпунов по своем родители и по себе в наследие вечных благ, доколе сия святая Божия церковь предстоит».
Скорее всего, новый храм возводился Ляпуновыми в 1636 году на месте прежде существующего деревянного. Специалисты считают, что композиция здания могла быть похожа на храм Сошествия Святого Духа на Апостолов в Рязанском Кремле. Первоначально в небольшом храме были сделаны два придела, освященные в честь святого князя Владимира и мучеников Флора и Лавра. В 1672 году — снова, как и в 1636 году, «тщанием и подаянием» Луки Владимировича Ляпунова — храм подвергся кардинальной перестройке, в 1674 году в нем освятили придел во имя Георгия Победоносца. Об этом свидетельствует надпись на закладном камне, сохранившемся на южной стороне трапезной. После реконструкции к объему храма добавились притвор с шатровой колокольней над ним, верхний этаж с крытой галереей-папертью, большая трапезная. Стольник Лука Владимирович Ляпунов прожил большую жизнь, скончавшись в 1688 году в возрасте 71 года. До наших дней правее церковной звонницы, под папертью, в западной стене трапезной сохранилась памятная плита над его захоронением.
В 1748 году главы храма разобрали и переложили заново, так как «от давнаго построения главы все развалились, от чего во время дождя бывает течь немалая». Вместе с ремонтом глав к западной стене трапезной пристроили одноэтажное каменное здание, где потом разместили церковно-приходскую школу. Ляпуновым и их родственникам Ржевским Исады принадлежали до 1815 года.
Затем село стало собственностью полковника Ивана Артамоновича Кожина (1781-1833). Кожин в юности сделал стремительную карьеру при императоре Павле I, но с воцарением сына Павла, Александра I, был вынужден покинуть военную службу. В 1818 году Кожин получил разрешение «привесть в лучшее состояние на его собственный кошт» обветшавший храм. Так, были расширены приделы на верхнем этаже. В конце XIX столетия наследники Кожина (которым Исады принадлежали до самой революции), заменили деревянное крыльцо храма каменным, выстроенным по образцу шатрового крыльца Покровского собора в Москве.
Сразу после революции была закрыта действующая при храме церковно-приходская школа, а в 1939 году закрыли и сам храм. Годом позже в нем разместилось зернохранилище. Купола сняли, разорили внутреннее убранство, экспроприировав все ценное. После зерна в здании хранили соль, химические удобрения, которые уничтожили оформление стен. В 1989 году практически уже аварийный храм вернули верующим. Однако древний уникальный памятник постоянно находится на грани гибели: в 2006 году его чуть не уничтожил оползень, обрушивший берег Оки; в 2017 году обвалились ступени и дала трещину центральная глава.
Текст: Александра Шапиро
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.