Человечество любит составлять списки «самых-самых». Топ-10 самых известных, самых неизвестных, самых… Несколько раз нам попадались списки «самых труднодоступных достопримечательностей России»: топ-10, топ-25… И во многих из них упоминалось одно пермское село с самым древним культовым деревянным памятником Урала. «Российские древности» отправились в уже традиционное летнее путешествие – на сей раз по Уралу. Мы не могли, конечно, не заехать в «один из самых труднодоступных памятников России». Скажем честно, проехать к другому храму – в заброшенном селе Верх-Боровая было труднее (но мы смогли). Тем не менее, начнем рассказ об увиденном в продолжающемся путешествии мы именно с села Пянтег Рябининского сельского поселения Чердынского района Пермского края и его то ли Богородицкой, то ли Богоявленской (официально ныне – Смоленской иконы Божией матери) церкви. То ли 1617, то ли вообще 1500 года.
Дорога в село Пянтег действительно не самая простая: 44 километра из Чердыни, 120 – из Соликамска. При этом навигатор может завести вас в овраг уже в селе Рябинино, а дальше вам предстоит 40 километров грейдера, километра четыре из которых сейчас щедро усыпано крупным гравием – кажется, действительно, строят дорогу. Но в любом случае, даже на седане можно проехать – лишь бы защита картера стояла и опыт вождения по такому грунту (а в самом селе Пятнег вас еще ожидает и песок) присутствовали. Неприятно, но проезже – вот в Верх-Боровую на седане не суйтесь, а в дожди – и на кроссовере не стоит, наверное.
Название самого села – местное. В переводе с коми-пермяцкого оно означает «без детеныша» — и раньше здесь находилось языческое капище, где отправлялись обряды плодородия.
Н.Н. Новокрещенных в «Дневнике раскопок и разведок», опубликованном в 1898 году: «Амбор и Пянтег находятся на берегу Камы (левом). Что обозначают эти названия, мы не знаем, но пермяки отождествляют их с представлением чудодейственных властителей стихий и, сплавляя дрова для соляных промыслов, рискуют попасть около Амбора или Пянтега в проточины, заостровки или сосуны, каковых здесь много. Поэтому подъезжая к Амбору молятся – “спаси честной Амбор!”, а проезжая мимо Пянтега – “спаси Пянтег праведный!” Когда же проедут благополучно, то оборачиваясь назад, ставят кукиш, приговаривая – “нако к…!”» (подробнее о топонимике Пянтега стоит прочитать тут).
Упоминание о том, что Пянтег – это имя божества можно встретить во многих источниках.
Когда же появилось село?
Ф.А. Волегов в своем кратком описании села 1915 года пишет: «Предание повествует, что будто бы около 1500 года к Ильинской Пянтежской ярмонке с верху Камы плыла на ладьях неизвестная Московская барыня, и на пути своем сделалась больна, так сильно, что не могла продолжать свой путь – остановилась – прошло несколько дней болезнь ея не уменьшилась и возвещала смерть. В один из сих дней она видела сновидение, которым велено: построить ей на том самом месте, где стоит деревня Пеньки (нынче село Пянтежское) церковь и освятить ее во имя Смоленской Божией Матери. Она проснувшись и по чувству к сему тайному внушению, приписывая его воле Божией, дала обещание построить Церковь; вскоре после сего выздоровела и по прибытию в деревню Пеньки, исполнила свое обещание». Впрочем, в документах село впервые упомянуто в переписи Яхонтова 1579 года и на тот момент в нем было всего 8 дворов.
Сейчас в селе дворов побольше: 143 двора, 443 человека на 2012 год. И на улице Набережная под номером 24а на высоком берегу Камы стоит уникальная деревянная церковь.
Действительно, по архитектуре своей церковь не имеет аналогов в деревянном зодчестве Руси – шестигранник с прирубленным к нему алтарем. Стены рублены в углах с остатком. В восточной стене прируба сохранились два характерных для деревянного зодчества волоковых окна, сохранивших свои задвижные доски. Такие же окна мы видим и в западной стене шестерика у входной двери.
Рисунок 1850 года, хранящийся в Пермской художественной галерее, показывает, что еще 170 лет назад храм венчал шатер. Обрубленный центральный столб этого шатра и сейчас находится на чердаке храма.
Что же можно сказать о датировке церкви? Как мы уже рассказали, предание относит создание храма к 1500 году. Первое документальное его упоминание – к 1617 году. Можно ли разрешить это противоречие?
Вот что пишет об этом книга «Чердынь. Соликамск. Усолье»: «Интересно, что в верхней части шестигранного сруба церкви существуют никуда не ведущая дверь и остатки выносной площадки. Кроме того, в бревнах северо-западной и юго-западной стен шестерика имеются вырубленные пазы и гнезда, свидетельствующие о примыкании к ним каких-то пристроек. Некоторые исследователи склонны думать, что это следы древнего крыльца с двускатной кровлей и галереи, окружавшей церковь с трех сторон. Другие же, основываясь на крайне необычной форме плана церкви, известной лишь по крепостным башням, и следах несохранившихся пристроек, склонны думать, что в Пянтеге, на высоком берегу далеко обозримой Камы стоит не столько церковь, сколько приспособленная под церковь угловая крепостная башня, к двум противоположным граням которой когда-то примыкали прясла рубленых стен».
Что ж, возможно, что действительно перед нами – остатки одного из первых форпостов Московского государства в Пермском крае, городка, выстроенного около 1500 года, башня которого впоследствии (в 1617 году) превратилась в храм, сейчас ставший древнейшим деревянным храмом всего Урала.
Пянтежский храм в 1960 году был поставлен на охрану, однако сейчас находится в достаточно печальном состоянии и требует серьезной реставрации. «Российские древности» надеются на то, что средства на это найдутся.
Текст: Алексей Паевский
Волегов Ф.А. Краткое описание села Пянтежского // Материалы по изучению Пермского края. Вып.5. – Пермь, 1915. – С. 6–9.
Новокрещенных Н.Н. Археологические исследования в западной части Пермской губернии (Дневник раскопок и разведок) // Труды Пермской ученой архивной комиссии. Вып. 4. –Пермь, 1901. – С. 107–141