О легендарной башне Тамерлана, российских Париже, Варне и Порт-Артуре, а также о классической мусульманской мемориальной постройке рассказывает новый выпуск портала «Российские древности», который в своем недавнем большом автопутешествии посетили границу с Казахстаном.
Многие соотечественники вот уже второй год жалуются на то, что в связи с пандемией границы закрыты. Однако Париж, Варну, Лейпци, Порт-Артур и даже Фершампенуаз можно посетить, даже не пересекая границ Российской Федерации. Правда, все это будут не города, а села – зато с достаточно старой историей. В 1840 году было подписано положение об Оренбургском казачьем войске, по которому казакам предоставлялись земли на территории в основном современной Челябинской области. После этого казаки начали ставить свои сторожевые посты-поселения, которые сначала просто нумеровались по порядку, а затем поступило предложения назвать посты по городам побед российских войск, в которых участвовали казаки. Пост номер 5 стал Парижем (сейчас в этом селе даже есть своя Эйфелева башня. Пусть и несколько ниже, зато – функциональная, ибо этот сделанный в Златоусте в 2005 году артефакт выполняет функцию сотовой вышки), а вот пост 30 стал Варной – в честь взятия соответствующей болгарской крепости в русско-турецкую войну 1828-1829 года.
Варна расположена на самой границе Челябинской области и Казахстана. Самое высокое сооружение Варны – элеватор местного хлебокомбината, однако в двух километрах от села в степи расположено гораздо более низкое, но гораздо более древнее и гораздо более легендарное сооружение – древний мавзолей. Правда, оба его названия – и народное, и «официальное» мало что могут рассказать о его подлинном происхождении.
«Башня Тамерлана» или мавзолей Кесене. Что из этого ближе к истине? Вряд ли Тимур, Железный хромец, имел отношение к этому мавзолею – его постройки гораздо монументальнее (когда-нибудь, когда мы доберемся до описания древностей республик бывшего СССР, мы расскажем вам о шедеврах Шахрисабза в Узбекистане и Самарканда).
Тем не менее, легенда есть и ее воспроизводит публикация в сообществе archistrazh:
«Монгольский полководец Тимур Тамерлан, во время военных действий Золотой Орды, пленил сына одного из разбитых противников. Тот был смел, храбр и необычайно красив. Его заковали цепями и посадили в глубокую яму. Об этом узнала дочь полководца и захотела взглянуть на пленника. Ночью она бесшумно пробралась к яме и, взглянув на него, безумно влюбилась.
Однажды, когда отец покинул стан, она подкупила стражников, которые помогли ей посадить на коня скованного цепями юношу, и сбежала с возлюбленным. Спустя время, она стала грустить по отцу, и юноша предложил написать ему письмо, которое отправили с голубем. Для Тамерлана это была очень приятная весть. Он послал своих лучших воинов искать дочь.
Влюбленные слышали приближение воинов, и храбрый юноша поскакал им на встречу, чтобы защитить любимую. Он смог отбиться от самых опытных воинов, и Тамерлану ничего не оставалось, как самому сразиться с ним. Но юноша не желал становиться убийцей отца своей возлюбленной. Он развернул коня и поскакал к своей жене.
Увидев любимого, она сразу все поняла, схватила его за руки, и они побежали к озеру. Мгновение, и вода скрыла их. Убитый горем отец, приказал соорудить на этом месте башню, которую позднее назвали его именем».
А словосочетание мавзолей Кесене – это и вовсе тавтология, «кесене» на казахском и означает «мавзолей».
Впервые эту постройку описал еще в XVIII веке коллежский советник и член-корреспондент Императорской Академии наук Петр Рычков. В его труде Топография Оренбургская (1755-1762 год). Там рассказывается о «мавзолее-палатке» в бассейне реки Уй, который местные жители почитают гробницей знатных людей народов, позже «ушедших в Китай».
Первую зарисовку этого здания оставил нам чуть позже знаменитый академик Петр Симон Паллас, посетивший эти места в 1768 году и оставивший описание в капитальном труде «Путешествие по разным провинциям Российской империи». Европеец Паллас находит элементы готики в классическом мавзолее и приводит название «Кошена-Куль», называя мавзолей «молитвенным домом». Правда, это имя собственное означает всего лишь «мавзолей» (Кесене-Кошена) на «озере» (Куль). Озеро ныне пересыхает (хотя на карте показано).
По легенде, в старинном мавзолее около Варны была похоронена любимая дочь Тамерлана. Впрочем, погребение в мавзолее действительно женское. Это установили раскопки, которые в мавзолее и вокруг провел в 1899 году российский этнолог и географ Эдуард Юльевич Петри (к слову, автор употребления в русскоязычной научной литературе термина «биосфера»). Вот как он описывал результаты раскопок:
«В трех шагах от северной стороны, на ¾ аршина глубины найдены были небольшое количество древесного угля и следы мелких, по-видимому, обожженных не человеческих костей. На 1 ½ аршина глубже встретились лубок (речь о лубе – внутренней части коры дерева, почему-то все цитируют данные Петри как «погребение в лубке», но к народной картинке это не имеет отношения – прим. РД) и доски, до некоторой степени обрисовывающие человеческую фигуру. В лубке, покрывавшем череп, сделано было два отверстия для глаз и одно для рта. По удалении этого покрова обнаружен был женский скелет, длиною в 2 аршина и 6 вершков (около 169 см – прим. РД). Вокруг шеи скелета была обмотана шелковая ткань, отдельные куски которой еще сохранились. При черепе были найдены две золотые серьги с двумя жемчужинами и одним яхонтом (рубин или сапфир – прим. РД) на каждой. Подобные серьги, по сообщению местных жителей, до сих пор ценятся у калмыков. На ручных пальцах трупа оказались два золотых перстня, гнезда которых украшены золотым арабеском и небольшими зеленовато-голубыми камнями, похожими на бирюзу. Череп – монгольского склада, не особенно типичный».
Результаты раскопок Петри увез в Петербург, сейчас они хранятся в Эрмитаже.
Конечно, мавзолей над погребением выстроили совсем не для обычной женщины, но кем она была – мы уже вряд ли установим. Впрочем, погребение тут не единственное. Раскопки 1980-х годов вскрыли множество захоронений, да и рядом с мавзолеем до сих пор существует невысокий курган.
«Тот участок ковыльной степи, что сохранился вокруг башни, служил кладбищем для многих поколений людей в течении почти четырех тысяч лет: от начала II тыс. до нашей эры по XVII – XVIII века нашей эры. Сейчас вокруг мавзолея находятся развалины различных сооружений, переживших века. Это остатки каменных кольцевых конструкций и каменных ящиков бронзового века, почти стертые с поверхности земли пирамиды, сложенные из дерева и дерна в скифосарматскую эпоху, поверженные каменные «бабы» и ритуальные площадки тюркского времени», — пишет уже процитированное нами сообщество.
А что же сам мавзолей? Исследователи датируют его XIII-XIV веком, иногда расширяя датировку до века XVI.
Памятник стоял, ветшал, разрушался. В 1970-х годах у него обрушился купол и в 1982-1983 годах началась его реставрация.
Сейчас вы почти не увидите подлинных кирпичей, сделанных якобы в районе современного Троицка из красной глины, с добавлением яиц диких птиц и верблюжьего молока (пишут, что прямо оттуда они по цепочке солдат передавались к месту строительства, но, как сейчас говорят, это не точно).
Они обложены новыми, сделанными по примерно такой же технологии, но без верблюжьего молока. Сейчас мавзолей – место прогулки молодоженов, он открыт для всех желающих, но внутри него нет ничего и никого – кроме дятла, который свил там гнездо.
Текст: Алексей Паевский