Если вы бывали в Киеве, то наверняка пользовались тамошним редким видом электротранспортра — фуникулером, связывающим Подол и Владимирскую горку. Спускаются на Подол туристы чаще всего по Андреевскому спуску, а вот возвращаются уже на фуникулере. И сразу после выхода из этого чуда техники взгляд упирается в нечто многоглавое, синее и златоверхое. При этом те, кто не был в Киеве больше 25 лет, удивляются — «этого же тут не стояло». Они и правы, и неправы. Перед ними — новодел, построенный на месте храма, которому, если бы не советские власти, исполнилось бы недавно 900 лет, — Михайловский златоверхий собор, о котором мы, тем не менее, расскажем в рубрике «Домонгольские соседи», тем более, что некоторые подлинные фрагменты его вы можете обнаружить и на территории нашей страны.

Дореволюционная фототкрытка с изображением монастыря

Началось строительство этого грандиозного храма в 1108 г. На территории Дмитриевского монастыря большую каменную церковь начал строить Святополк Изяславич: «В лето 6616 заложена бысть церквы святаго Михаила, Золотоверхая, Святополком князем, в 11 иуля месяца». Кстати, это тот самый Святополк, которого подозревают в заказе на составление «Повести временных лет». Двоюродный брат и противник Владимира Мономаха, в крещении – Михаил.  Судя по всему, построили собор быстро: через пять лет заказчик строительства умер, и, как это тогда полагалось, похоронен был в уже готовом храме: « …и положиша в церкви святаго Михаила, юже бе сам создал».

Еще одна открытка дореволюционного времени

Похоже на то, что в те времена это был единственный храм в Киеве с позолоченной главой (быть может, кроме Софийского собора). Иначе откуда бы взялось уже в древности это прозвище — Златоверхий? Существует даже сильное утверждение, что именно с этого собора повелась традиция златить главы куполов русских храмов.

Собор XII века представлял собой четырехстолпный крестово-купольный храм с нартексом и лестничной башней. Стены, судя по всему, завершались позакомарным покрытием. Свод венчался единственным куполом на высоком барабане с 12 окнами. Восточную часть храма завершали три высокие граненые апсиды.

Храм был выстроен в смешанной технике — характерной для киевского домонгольского зодчества плинфяной кладке со скрытым рядом и камней.

К западной части южного фасада примыкала маленькая церквушка с тремя апсидами. Судя по всему, это была крещальня.

План комплекса и реконструкция внешнего облика Ю.С. Асеева.

До XX в. этот храм преспокойно дожил. Обстроили его сильно — но сохранили все объемы, древнюю смешанную кладку (строили его и из камня, и из кирпича-плинфы) и великолепные фрески и мозаики. Правда, фресок было не очень много.

Фрагмент мозаики. Музей Софийского собора в Киеве.

Евхаристия. Мозаика монастыря. Музей Софийского собора в Киеве.

«О том, что в Михайловском соборе сохранились фрески XII века, стало известно после разборки в 1888 года высокого иконостаса. Обнаруженные на открывшихся алтарных столбах под слоями штукатурки древние росписи в течение нескольких месяцев были расчищены. Их общая площадь составляла 114 кв.м.  Но в конце того же года нижние ярусы иконостаса установили на прежнее место, перекрыв ими часть открытых фресок, а в следующем 1889 года фрески, находившиеся выше иконостаса, «поновили», т. е. записали сплошным слоем масляной краски», — читаем мы в статье  Ю.Коренюка «Фрески Михайловского Златоверхого собора в Киеве».

Дмитрий Солунский. Мозаика. ГТГ

И все это было снесено в 1934-1935-е годы (вместе с домонгольскими Васильевской церковью и храмом Богородицы Пирогощей. В 1941 г. взорвали Успенский собор Киево-Печерской лавры. То ли фашисты, то ли партизаны — поди разберись сейчас (хотя, кажется, все-таки фашисты). Протесты искусствоведов сохранить хотя бы домонгольскую часть не помогли. Увы – антицерковное тогда было в силе. Даже великий Александр  Довженко поддержал снос собора: «при решении проблемы строительства парка культуры Михайловский монастырь попросится „уйти“, он отжил свой век. Абсолютно недопустимо даже думать, что эти стены кому-то нужны. Я думаю, когда мы снесём Михайловский монастырь, то строительство парка даст нужный эффект».

Храм в 1920-х годах.

Хорошо, хоть перед разборкой храма все-таки сняли со стен фрески и мозаики (правда, мозаики пришлось распилить на части). Сейчас они выставлены в музеях России и Украины (часть фресок вернули Украине уже после 1991 г.).  Кстати, часть мозаик и фресок, что осталась в Киеве, была вывезена немецкими оккупантами в Германию, откуда они вернулись – но уже в Москву и Ленинград. Увы, в ходе транспортировки туда-обратно часть фресок погибла, часть получила повреждения. И все же, эти шедевры можно увидеть до сих пор.

Шиферный рельеф с Нестором и Дмитрием. ГТГ

Так, например, шиферный рельеф с изображением, предположительно, святых воинов Нестора и Дмитрия, а также мозаику Дмитрия Солунского вы можете найти в Третьяковской галерее, мозаика «Евхаристия» экспонируется в Софийском соборе в Киеве на специально выстроенной стене, повторяющей форму апсиды собора, фреска «Пророк Самуил» находится в Государственном Русском музее. 

Пророк Самуил. Фреска. ГРМ

А в 1990-х на месте, где с 10-х годов XII в. по 30-е годы XX в., изменился до неузнаваемости, был снесен домонгольский собор, храм был «восстановлен» по Указу Кучмы — но в этом самом своем идиотском, раззолоченном, перестроенном виде — да еще и выкрашен в синий цвет. Макет с широким пиаром — дескать, мы восстанавливаем разрушенное. Хорошо хоть, пока что хватило ума и не хватило денег восстановить Десятинную церковь — а что? Оч-чень недурственный пиар-лозунг для любой власти: «Мы исправляем ошибки не только большевиков, но и Батыя!» Только — тссс! Вдруг услышат.

Монастырь в 2005 году. Фото Алексея Паевского

Текст: Алексей Паевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *