Экспедиция Института археологии РАН и Государственного исторического музея обнаружила под Суздалем сохранившиеся и частично разрушенные погребения XI века. Многолетняя распашка полностью сгладила курганы, некогда отмечавшие места погребений, и могильники X–XII веков в Суздальской округе стали «невидимыми»: сейчас они не выделяются на поверхности земли и их можно найти лишь при помощи современных методов полевой археологии, ГИС и геофизических разведок.
Но некрополи, скрытые под земной поверхностью, до сих пор хранят погребальные комплексы. Их изучение поможет лучше понять, какими были общество и культура Северо-Восточной Руси в период ее становления. «Невидимые» некрополи — важнейший источник новых данных об исторических процессах X–XI веков, в результате которых Суздаль стал новым политическим центром Северо-Восточной Руси.
Первые археологические исследования в Суздальском Ополье были проведены в середине XIX века, когда основатель Московского археологического общества Алексей Сергеевич Уваров начал раскопки курганов на реке Нерль. В течение 1851–1854 годов экспедиция под руководством Уварова изучила более семи тысяч курганных насыпей на территории Владимирской и Ярославской губерний и определила, что захоронения в курганах были совершены в X–XII веках. Дневниковые записи и карты экспедиции Уварова хранятся в Государственном историческом музее. Они остаются важным материалом для изучения суздальских древностей, но сами по себе не дают возможность отыскать средневековые могильники в изменившихся ландшафтах.
Попытки установить местоположение могильника возле села Гнездилово, где Уваров совершил первые яркие находки, предпринимались на протяжении XX века несколько раз. Но в современных ландшафтах возле Гнездилова нет никаких намеков на курганы. Найти могильник, не отмеченный никакими внешними признаками, удалось лишь в 2019 году благодаря использованию ГИС-технологий и методов геофизики.
Эта же методика позволила осенью 2021 года найти некрополь Сельцо, где Уваров в 1851 году раскопал 9 из 10 видимых в тот момент курганных насыпей. Использование электротомографической разведки показало, что могильник Сельцо изначально представлял собой крупный некрополь с несколькими десятками курганов, значительная часть которых к моменту раскопок Уварова уже была распахана.
Сейчас на площадке некрополя обнаружено более 150 предметов из разрушенных погребений, среди которых – три боевых топора, византийская монета (милиарисий императора Василия II, 977–989 гг.), западноевропейская монета (денарий императора Оттона III, 983–1002 гг.), две восточные монеты. Найдены многочисленные детали мужских поясов (накладки, наконечники, пряжки), браслеты, перстни и подвески, входившие в состав женского убора, а также круглая ажурная подвеска с плетеным орнаментом, относящаяся к украшениям скандинавского круга.
Археологи изучают могильник Гнездилово уже три года. Раскопки 2020–2021 годов показали, что некрополь представляет собой памятник с разными типами погребальных обрядов: здесь есть и остатки кремаций на поверхности, и ингумации под курганами, и грунтовые могилы. В большинстве могил был найден погребальный инвентарь — предметы, которые сопровождали умершего в загробный мир.
В 2022 году археологи заложили у краев могильника два раскопа – там, где можно было бы ожидать наиболее поздние захоронения. В обоих раскопах открыты погребения XI века, совершенные по обряду ингумации. Некоторые из них находились в больших могильных ямах со сложными внутримогильными конструкциями, для скрепления которых использовались железные гвозди. Погребальные площадки в некоторых случаях были окружены кольцевыми канавками. По крайней мере одна такая площадка — это основание кургана, насыпь которого не сохранилась.
Археологи исследовали 10 могил, в большинстве из которых, судя по составу украшений (височные кольца, стеклянные бусы, подвески к ожерелью), были похоронены женщины. В состав погребального инвентаря входили также железные ножи и керамические сосуды, находившиеся в ногах погребенных.
Особый интерес представляют два погребения. В первом была обнаружена массивная шумящая подвеска-конек «мерянского», или «владимирского» типа – характерное украшение поволжских финнов. Археологи не находили подвески такого типа в погребальных комплексах Суздальского Ополья в течение последних десятилетий (несмотря на то, что среди находок Уварова таких подвесок довольно много). В этом же погребении были обнаружены трехбусинные височные кольца, известные как элементы славянского женского костюма. Сочетание обоих украшений в одном погребении – весьма важная деталь для понимания культуры Суздальской земли в XI веке.
Второе погребение находилось в большой могильной яме, которая была окружена кольцевой канавкой и, вероятно, была перекрыта курганной насыпью. В могиле археологи обнаружили останки мужчины, у колена которого находился боевой топор.
Погребения с оружием редки в древнерусских могильниках. Обычай помещать предметы вооружения в могилы не был широко распространен в Суздальской земле, поэтому каждое такое погребение – объект пристального внимания.
В Гнездилове в 2020–2021 годах найдено уже шесть боевых топоров, причем четыре из них происходят из разрушенных могил, два находились в погребениях молодых мужчин. Находки боевых топоров в могильниках Сельцо и Гнездилово – свидетельства принадлежности части погребений военной элите, представителям местной знати или княжеским дружинникам, размещенным на поселениях Суздальского Ополья, в том числе ближайшей округе Суздаля. Владельцы этого оружия могли находиться в центре политических событий XI века, связанных с усилением княжеского контроля над землями Северо-Восточной Руси и борьбой различных ветвей князей Рюрикова дома за Суздаль.
Текст: Институт археологии РАН