Сегодня мы вместе с порталом «Российские древности» отправимся к одному из самых малоизвестных памятников крымских древностей, который, хоть и известен с XIX века, до сих пор не «поставлен на государственный учет, детально не исследован и никем не охраняется, что, как мы увидим, приводит к его быстрому и катастрофическому разрушению» — по словам крымских археологов. Речь пойдет о памятнике, известном под названием «пещерной церкви» у подножия горы Бор-Кая.
Чтобы добраться до этого «пещерного храма» вам нужно свернуть с трассы Таврида в Белогорском районе Крыма по направлению к селу Курское (в прошлом Кишлав), но не доехать до него, а сразу после села Долинное обогнуть гору Бор-Хая (она будет по левую руку) припарковаться в виду грота в горе, после чего искать место, где можно по камням перейти небольшую речку Мокрый Индол – и далее идти по направлению к гроту вдоль виноградника (ни в коем случае не нужно верить навигатору, который попытается довезти вас до самого храма несколькими километрами грунтовки, где после любого дождя можно застрять даже на паркетнике.

Статья в сборнике «Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма» (Вып. IV) приводит описание этого памятника, которое сделал в середине позапрошлого века епископ Гавриил: «Против Болгарской колонии Кишлавы, на запад, у подошвы высокой горы, называемой Буркое, в одном из обрушившихся с вершины ее огромнейших камней, находится высеченная руками человеческими пещера вышиною 1 саж. 1. арш., шириной 2 саж. 1 1/2арш. и длиною 5 сажень. Посредине ее лежит дикий, обсеченный наподобие жертвенника камень, без надписей. Вход в пещеру с запада. Вблизи протекает извивистый ручей и орошает плодоносную долину, с юга и севера заключенную горами. Неподалеку лес, наполненный плодовитыми деревьями. Все это позволяет думать, что пещера сия служила жилищем какому-нибудь отшельнику».

В другом источнике (картотеке А.И. Маркевича) читаем: «Кишлав, дер. Феод. у. В урочище Бор-кая, в 2 верстах от Кишлава, две пещеры, Бор-коба. Одна естественная, другая долбленая, по-видимому, древняя церковь. 4 саж. дл., 3 1/2 шир., 2 1/2 арш. высоты».
Современные исследователи несколько раз осматривали пещеру. Они считают, что памятник входил в состав поселенческого комплекса (возможно, монастыря), площадь которого составляет, ориентировочно, 100 x 100 м. Рядом с пещерой находятся и погребения. Как ни странно, но эта пещера – естественная, но обработанная внутри. Выше нее существует большой естественный грот (туда обычно приезжают туристы) с источником пресной воды, под которым археологами были собраны фрагменты лепной, в том числе лощеной и гончарной позднеантичной посуды II-III вв. и фрагменты позднесредневековых гончарных кувшинов.

Внутри храма удалось обнаружить граффити в форме крестов и остатки фресок, что позволяет датировать его XIII-XV веком.
Фасад в новейшее время был дважды изуродован самодеятельными «ваятелями». «В 1980-е годы поклонниками восточных культов на нем была вырублена коленопреклоненная женщина, которая недавно была стесана, а на фасаде вместо нее появились три больших креста непонятной конфессиональной принадлежности. Примерно в трех метрах от входа на основании свода сохранилась в две строки надпись, выполненная в небрежной манере, возможно, неумелой рукой. Она вырезана в камне тонкими линиями на участке стены 120 х 130 мм», — пишут исследователи.

Авторы исследования предлагают как можно скорее поставить памятник на охрану и провести его комплексные исследования.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен