Учёные Сибирского федерального университета разработали новую хронологическую типологию, которая позволяет с высокой точностью воспроизвести последовательность деревянной застройки старинных городов и населённых пунктов. Изучив более 70 разноплановых памятников деревянного зодчества в городе Енисейск Красноярского края с помощью методов дендрохронологии, истории и архитектуры, учёные распределили их по четырем хронологическим типам. По мнению экспертов, предложенный метод может эффективно использоваться для датировки деревянного городского строительства конца XVIII – начала XX вв. в городах Сибири. Работа исследователей опубликована в Уральском историческом вестнике.
Четырёхсотлетний «отец сибирских городов» Енисейск является единственным населённым пунктом Красноярского края со статусом исторического поселения, поскольку в нем сохранилась историко-архитектурная среда, позволяющая осуществить путешествие во времена губернского мещанства и купечества. Енисейск – это настоящая визитная карточка сибирского градостроительства.
По официальным данным в Енисейске сохранилось более 70 памятников деревянного зодчества, время сооружения которых вызывает дискуссии в научной среде. Применив комплексный подход, в частности, использовав методы дендрохронологии – науки о датировке деревянных сооружений с помощью годичных колец древесины, исследователи СФУ сгруппировали все памятники (жилые дома, флигели, казённые сооружения) по четырём хронологическим типам.
К первому типу отнесли сооружения первой четверти XIX в. Это преимущественно дома на высоком хозяйственном подклете с вальмовой или пирамидальной кровлей и с небольшими окнами, сохранившие черты строительных традиций Русского Севера. Ко второй группе учёные причислили сооружения конца 1860-х — начала 1890-х гг. (после пожарные эклектичные двухэтажные сооружения с остекленной галереей второго этажа боковой пристройки и пристроенные к ним флигели). Третью группу представляют казённые бревенчатые сооружения и одно-двухэтажные жилые постройки с остекленной галереей второго этажа, отличающиеся от второго типа менее выразительными чертами оформления 1890-х гг. Четвёртая группа – сооружения начала 20 в. Как правило, это одноэтажные здания с ярким пропильным декорированием наличников и карниза. В отдельную группу учёные поместили объекты культурного наследия с более древними чертами по сравнению с полученными дендрохронологическими датами.
«Енисейск за 400 лет своего существования пережил множество потрясений – пожары, наводнения, антропогенные факторы значительно меняли лицо города. До сих пор идёт спор о дате постройки первого каменного сооружения Енисейска – Дома воеводы. С деревянным зодчеством ещё сложнее. Хозяевами деревянных домов чаще всего были не купцы, а мещане, поэтому данные об их домах скромные или вовсе отсутствуют. У нас появилась уникальная возможность провести комплексное типологическое исследование, основанное на междисциплинарном подходе с применением методов истории, архитектуры и естественных наук», — рассказал соавтор работы, старший научный сотрудник сибирской дендрохронологической лаборатории и доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций СФУ Захар Жарников.
Новаторством, предложенным учёными СФУ, является внедрение календарно атрибутированной дендрохронологической информации в пласт историко-архитектурных данных. То есть, в исследовании были использованы как традиционные источники – например, 72 паспорта на объекты культурного наследия Енисейска, информация местных жителей и др., так и данные дендрохронологического анализа. Таким образом, благодаря значительному количеству исследуемых материалов, и полученным с точностью до года датировкам, удалось выйти на уровень качественного обобщения градостроительных процессов Енисейска.
«Для дендрохронологического анализа тонкие деревянные керны аккуратно извлекаются из древесины исторических сооружений, а затем исследуются на предмет количества и «качества» древесных колец. Так можно с высокой точностью датировать постройку и даже узнать, в каком регионе добыта древесина. К сожалению, 19 зданий дендрохронологически датировать не удалось, в некоторых образцах было непригодное для датировки качество годичных колец, а к 11-ти из них, собственники отказались предоставить доступ к стенам и перекрытиям зданий для отбора кернов. В большинстве же случаев древесина «раскрыла секреты» постройки домов, из которых была извлечена», — объяснил научный руководитель сибирской дендрохронологической лаборатории, ведущий научный сотрудник СФУ Владимир Мыглан.
Сопоставив данные дендрохронологического анализа и историческую информацию (регулярные планы застройки, сведения о крупных пожарах, свидетельства жильцов, официальные даты строительства зданий, паспорта на недвижимые объекты), были определены хронологические типы деревянного зодчества Енисейска, уточнена датировка наиболее ранних деревянных сооружений города.
«К самому раннему хронологическому типу мы отнесли 4 памятника. Они созданы в период формирования регулярного плана 1797 г., когда начала застраиваться юго-западная часть Нагорной зоны Енисейска. Это небольшие жилые дома со связью либо пятистенки на высоком «полуэтажном» подклете с окнами. Жилой этаж довольно низкий, кровля крутая, вальмовой (торцовые скаты имеют треугольную форму и простираются от конька до карниза) или пирамидальной формы. Хорошо прослеживаются элементы народных строительных приёмов. В целом этот тип зданий мы расцениваем как переходное звено к «классическому» мещанскому двухэтажному енисейскому дому – такие начали строить после большого пожара 1869 г.», — отметил Захар Жарников.
По словам учёных, применение дендрохронологического метода поставило под сомнения некоторые датировки, выполненные традиционным способом. Эксперты заметили значительное расхождение между архитектурно-планировочными и дендрохронологическими датировками: возможно, енисейские зодчие постарались сохранить традиционный облик этих построек и этим затруднили атрибуцию. Например, время сооружения дома по ул. Кирова, 78 по паспорту середина XIX в. (несмотря на наличие пропильного декора на наличниках), а по дендрохронологической датировке — 1906 г.
Научный руководитель сибирской дендрохронологической лаборатории, Владимир Мыглан, резюмировал, что в целом методика, предложенная в данной работе, может стать надежным фундаментом для хронологической атрибуции и группировки памятников деревянного зодчества не только Енисейска, но и других городов Сибири. Предложенный подход позволяет более детально выявить как общие, так и уникальные тенденции развития сибирского деревянного городского строительства в конце XVIII — начале XX вв.
Текст: пресс-служба СФУ