При раскопках в Мангазее среди множества деревянной утвари уникальна находка пряничной формы в виде рыбы. Ещё в древности, в процессе использования, форма треснула посередине и была отремонтирована, в месте слома сохранились мелкие круглые отверстия — следы ремонта. Описание артефакта опубликовано на страничке ВК Государственного исторического музея, откуда мы и перепечатываем его на нашем портале.
Уже в XV–XVI веках русские мореходы из Архангельска, Мезени иПустозерска открыли несколько морских ходов в Баренцевом и Карском морях и освоили участок Северного морского пути от Северной Двины через устье Печоры к западносибирским рекам. В конце XVI столетия они совершали регулярные плавания к устью Оби, откуда позднее проникли в бассейн Енисея.
Самым знаменитым среди профессиональных моряков-промышленников до середины XVII века оставался Мангазейский морской ход. Проложенный русскими поморами еще в конце XV века, он вел из Белого моря через Тазовскую губу Карского моря в богатую пушниной землю. В 1601 году на месте небольшого поселения поморов, в низовьях реки Таз (территория современного Ямало-Ненецкого автономного округа) был поставлен Мангазейский острог. В течение почти пятидесяти лет Мангазея оставалась крупным центром пушной торговли и единственным портом в сибирском Заполярье, связавшим сибирские города с Северным Ледовитым океаном.
Масштабные археологические исследования 1968–1973 и 2000-х гг. дали представление об обширных торговых связях Мангазеи, занятиях и быте жителей города и местного населения.
Форма-рыбка представлена в 17 зале постоянной экспозиции.
Текст: ГИМ