В своих материалах «Российские древности» уже обращались к архитектуре старого Выборга, города с запутанной историей, много раз менявшего свою подчиненность. Он был шведским, разорялся новгородцами, переходил в российское подданство, затем отходил к Финляндии, затем снова стал российским. На портале есть отдельная статья про бюргерские средневековые дома, есть статья про фортификационные сооружения (за вычетом замка и Аннинских рубежей (про них мы, разумеется, тоже напишем), однако мы еще не написали про два древних выборгских храма, которые сохранились в руинах. Речь о соборе монастыря Черных Братьев, который сейчас реставрируется – и о нем мы тоже напишем, и о старом кафедральном соборе, который продолжает находиться в руинах. Год назад мы частично рассказали о нем в тексте про сохранившуюся колокольню собора – Часовую башню, однако пора сделать отдельный, дополненный материал про сам собор, который тоже не раз менял посвящение, и сейчас остается в руинах стен, стоящих на фундаменте XV века.
Скорее всего юридически (как престол) храм появился уже в конце XIII века, после появления Выборгского замка.
Непосредственно же церковь, скорее всего, деревянная, впервые упоминается в 1403 году как освященная во имя Святой Марии и Святого Олафа. В 1411 году войска новгородцев осадили замок, с тем чтобы «выбить» шведов из Корелы, вернув контроль над северным побережьем Финского залива и Ижорской землей. Замок новгородцы не взяли, но «у города у Выборга охабень взем и пожьжгоша».
Иными словами, деревянный торгово-ремесленный посад, располагавшийся «под замком» на склонах материкового мыса, был полностью уничтожен. Вместе с ним сгорела и церковь. Неизвестно, была ли она вновь отстроена в дереве. О времени строительства каменного ее здания у исследователей нет точных данных и, соответственно, единого мнения. Тем не менее, мы знаем, что в 1418 году папа Римский обещал на семь лет отпущение грехов всем тем, кто ходил в церковь и не забывал поддержать своими пожертвованиями ее восстановление. Судя по масштабности жеста папы Римского, именно в это время на посаде Выборга, на месте нынешнего здания был выстроен каменный храм. В одной из папских булл 1449 года мы тоже видим много пожертвований храму.
В 1477 году здание стало жертвой пожара, в котором от храма, вероятно, остались лишь стены. Восстановили его лишь к 1498 году, признав вторым по красоте собором Швеции (после собора в городе Турку). Облик этого собора точно неизвестен, предположительно, колокольня находилась у восточной стены.
Археолог, руководитель Выборгской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН Вячеслав Альбертович Тюленев (1947-1996) на основании письменных источников и уже проведенных к тому времени раскопок выделял три этапа строительства средневекового собора:
а) его возведение около 1418 года, после разорения города новгородцами;
б) расширение в 1449 году (именно это здание постраало в пожаре 1477 года);
в) восстановление и реконструкция 1494 года.
Исследователи считают, что в 1418 году было построено (а точнее, заложено) асимметричное в плане каменное здание с внешними размерами 37,7 х 16-19,5 метров. Возможно, оно имело плоское перекрытие, а возможно – его не успели закончить вовсе. Около 1449 года на крупные пожертвования (в том числе – короля Карла Кнуттона) храм достроили. Впрочем, о сводах тут тоже мы ничего сказать не можем. Можно утверждать, что здание было трехнефным и опиралось на шесть пар тонких колонн, а с севера была сделана пристройка шириной в 7 метров.
Восстановление и расширение храма относится к 1494 году, о чем свидетельствует сохранявшаяся на одной из колонн запись о возведении сводов. Это были звездчатые своды, а высота центрального нефа была больше боковых. От этого этапа бытия собора сохранилось его изображение. Вот что пишут ученые, опираясь на это изображение и раскопки:
На основании изображений собора в XVII в. и археологических раскопок Ю. Ринне можно сказать, что в древности он представлял собой высокий трехнефный храм зального типа, прямоугольный в плане, с размерами 36х18,5 м. Перекрыт он был двускатной островерхой крышей. Стены собора сложены из валунного камня и кирпича, который обрамлял оконные проемы и порталы. С севера к храму примыкала ризница, с юга — оружейная комната — притвор для хранения оружия прихожан. Апсиды отсутствовали».
В 1554 году собор получил статус кафедрального. 12 апреля 1557 года в соборе, под полом, как предполагают исследователи, был похоронен Микаэль Агрикола — гуманист, деятель Реформации, первый лютеранский епископ Финляндии, просветитель, переводчик Библии на финский язык. Впрочем, могилу Агриколы раскопки до сих пор не обнаружили. Видимо, именно в 1554 году собор расширили, в результате чего его размеры достигли 42х25 метров.
Новая, с расширением, реконструкция собора после пожара 1628 года, продолжалась до конца 1630-х годов. В 1710 году Выборг был взят войсками Петра I. Будущий русский император предложил жителям города указать, какие городские здания они хотели бы вернуть в свое ведение. И жители сильно пострадавшего при осаде Выборга от своего собора «с могилами отцов» отказались: реставрация большого здания силами прихода показалась им невыполнимой задачей. Петр I, по свидетельству шведских хроникеров, был «немало удивлен, что жители так легко расстались со своею святынею и тут же сказал, что в таком случае он берет храм в свое ведение».
К 1722 году храм был отремонтирован и освящен как православная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. В 1725 году после установки нового большого алтаря и обустройства престола во имя Рождества Христова, храм стал называться Рождественским собором с приделом во имя Святых апостолов Петра и Павла. В 1738 году —очередное разорение от пожара; императрица Анна Иоанновна жалует на возобновление 1000 рублей из наличных денег Выборгской портовой таможни. В 1793 году собор и колокольня снова горят, и после восстановления, в 1799 году в его стенах разместились провиантские и оружейные склады Выборгского гарнизона, а в 1805-1809 годах — амбары для хранения зерна. И лишь только в 1913 году в старинном здании возобновили храм: на этот раз — гарнизонную церковь 8-го Финляндского стрелкового полка во имя Трех Святителей.
В 1918 году уже финские власти переделали храм в гарнизонный евангелический лютеранский в честь Микаэля Агриколы. Вне религиозных служб гарнизона церковь также посещали и горожане. Во время Зимней войны 1940 года церковь была разрушена, однако в ее остове, под открытым небом, в 1942-1944 годах продолжали проводить службы для финских военнослужащих.
Храм неоднократно раскапывали: в 1886, 1913, 1985-1991, последний раз – в 2011-2013 годах. Вот что писал их автор, археолог Александр Иванович Сакса, ушедший от нас в августе 2022 года:
«Открытые элементы многовековой истории памятника не отражены в имеющихся графических материалах и не учитывались при составлении реконструкции этапов строительства собора. Стало очевидным, что раскопки в соборе следует продолжить на более широкой площади, с тем, чтобы стали видны и понятны вся сложность и этапы его строительной истории, которая, как стало очевидно, была значительно более сложной, чем ранее считалось.
Для этого, прежде всего, необходимо вычистить всю внутреннюю часть здания от строительных остатков. Неудовлетворительное, можно сказать — угрожающее, состояние нижних частей сохранившейся северной стены собора делает целесообразным продолжить раскопки в его северной пристройке XVI — XVII вв. лишь при одновременном их закреплении. С целью надежной консервации вскрытых первоначальных остатков нижней части собора они были засыпаны песчаным отсевом.
Результаты работ позволяют обратиться к истории строительства и функционирования собора практически заново, опираясь на достоверные новые фактические данные. Они вновь обращают наше внимание на древнюю городскую святыню, добавляют ей легитимности и служат основой для дальнейших исследований. Выборг в очередной раз демонстрирует свой статус исторического города европейского значения».
Тем не менее, по состоянию на февраль 2023 года, когда Выборг посетила экспедиция Российских древностей, собор продолжал стоять в руинах.
Текст: Александра Шапиро, Алексей Паевский
Литература:
Тюленев В. А. 1992. Кафедральный собор Выборга: к вопросу о строительной истории. В: Кирпичников А. Н., Рябинин Е. А. (ред.). Древности славян и финно-угров. Доклады советско-финляндского симпозиума по вопросам археологии 16—22 мая 1986 г. Санкт-Петербург: Наука, 177—181.
Тюленев В. А. 1995. Изучение старого Выборга. Санкт-Петербург: ИИМК РАН.
Kauppi U.-R., Miltšik M. 1993. Viipuri. Vanhan Suomen pääkaupunki. Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura.
Сакса А.И., 2014. Старый кафедральный собор в Выборге — уникальный объект культурного наследия./ Stratum plus №6. 2014