Сегодня редакция «Российских древностей» предлагает своим читателям ещё раз пройтись по Казанскому кремлю и обратить внимание на главную кремлёвскую въездную башню – Спасскую. Только посмотреть на неё не с фасада, а с внутренней стороны, с территории кремля. Так мы можем заметить, что к башне изнутри цитадели примыкает сооружение с аркой в цокольном этаже, двускатной крышей и остатками многолопастного завершения. Это всё, что сохранилось от надвратной церкви Нерукотворного Спаса, поставленной в середине XVI века над главным въездом в Казанский Кремль.

Остатки Спасской церкви. Фото Алексея Паевского, июнь 2024


Вид на Спасскую башню и Спасскую церковь со стороны кремля.Фото: Сергей Аванесов, август 2010


После взятия Казани в 1552 году царь Иоанн Грозный принял решение возвести на месте старой крепости новую белокаменную цитадель, а также ряд «обыденных» церквей, одна из которых была посвящена Нерукотворенному Образу Спасову. Деревянная церковь Спаса была освящена 4 октября 1552 года, а вот с постройкой стен и башен, судя по всему, дела шли неважно. Дабы ускорить процесс возведения кремля, царь весной 1556 г. срочно направляет в Казань артель псковских каменщиков (числом не менее 200) во главе с Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. Царский указ повелевал «псковскому диаку Шершню Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину да Семёну Мизинову, да с ними церковному и городовому мастеру Поснику Яковлеву да каменщиком псковским Ивашку Ширяю с товарышы к весне в Казани новой город Казань камен делати». Постник и Ширяй – люди далеко не случайные, а ни много ни мало – строители московского собора Покрова на Рву (1555–1561) и затем казанского Благовещенского собора (1562). Правда, до сих пор остаются сомнения в том, что и в Москве, и в Казани работал один и тот же Постник, а также неясно, кто из двоих – Ширяй или Постник – носил известное прозвище «Барма».

Спасская башня до перестройки. Фото: Юлий Шокальский, 1890.


Как бы там ни было, псковская артель, прибывшая в Казань, споро берётся за дело, заодно внося изменения в проект. Первоначально намеченная линия оборонительной стены отодвигается ими на юг, и главная воротная башня в этой стене оказывается заложенной вплотную к обыденной Спасской церкви. Тогда последняя перестраивается в камне, сохраняя своё изначальное посвящение, а проезд в её подклете становится продолжением новых крепостных ворот. Так возникает архитектурно-оборонительный комплекс, включающий в себя воротную башню и надвратную церковь. По имени храма и башня получает наименование Спасской.

Спасская башня в начале XX века


В Казанских писцовых книгах 1566–1568 гг. так говорится об основании церкви, именуемой «Спас Нерукотворенный, иже на вратех»: «Да на городе, на каменной стене, на Спасских набольших воротах, церковь каменна, Спаса Нерукотворенного Образа, строение все из Государевы казны, а в церкви образов: образ Спаса Нерукотворенного полуторы пядницы, обложен серебром и золочен венец выбит, да пять образов на золоте: Спас Вседержитель, две Пречистые, а книг в церкви Евангелие тетр в полдесть, позолочено, атлас зелен посконный, крест и Евангелисты медяны, Апостол тетр в полдесть, псалтырь с следованием в десть, шестодневец, минея общая, служебник, три блюда оловянные, ризы безинные, оплечьи камка-ветчана, шелк багров да лазорев, патрахель бархат черн, на черватой земле, поручи бархат лазорев с золотом. Крест воздвизальный велик, медян вольячный. Двери царские на лазори. Крест воздвизальный резан на дереве, кадило и укропник медяны, да у церкви в паперти два колокола».

Фото Алексея Паевского, июнь 2024


Храм Спаса имел все признаки псковской архитектуры: трёхлопастное завершение основного объёма, восьмискатное покрытие, одна глава, небольшая звонница.

Остатки завершения церкви. Фото Алексея Паевского, июнь 2024


И башня, и надвратная церковь поначалу строились из белого камня – местного известняка; однако обе имеют кирпичное завершение. На наружном (южном) фасаде башни был помещён большой иконописный образ Спаса Нерукотворного – копия царского знамени («не только по образцу, но и по мере»), под которым войска Ивана IV штурмовали Казань. Образ размером 3 аршина 8 вершков на 2 аршина 10 вершков был помещён в специальной нише и украшен «сребропозлащённой» ризой. Первоначально башня была двухъярусной, а проезд в её нижнем ярусе имел сначала Т-образную, а потом Г-образную форму (западная арка была заложена), что призвано было усложнить продвижение нападавших при возможной осаде. Между башней и храмом оставалось небольшое пространство, как это было, например, в Соловецком монастыре и как это имеет место сейчас в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В XVIII веке на Спасской башне появились часы.

Спасская башня и въезд в Казанский кремль. Дореволюционная открытка.


Спасская церковь вместе с башней много раз горела во время больших казанских пожаров – в 1595, 1694, 1749 и 1815 годах. После пожара 1694 года башню надстроили ещё двумя восьмигранными ярусами из кирпича с кирпичным же шатром; в верхнем октагоне устроили ярус звона. Судя по всему, «псковскую» башню надстраивали московские мастера. После пожара 1815 года храм долгое время пребывал в запустении и лишь спустя 10 лет был кое-как приведён в порядок. В 1836 г. в Казани побывал император Николай I; он обратил внимание на башню с надвратным храмом и, узнав их историю, распорядился срочно передать церковь из епархиального ведения в военное управление, то есть сделать её армейской, настоятелем назначить военного священника, «а к храму сему причислить все военные части и ведомства».

Интерьер гарнизонной Спасской надвратной церкви. Фото XIX в.


После этого храм стал известен в литературе как Казанская военно-кремлёвская (гарнизонная) церковь, а в её интерьере появилось множество деталей, связанных с армейской тематикой: эмблемы, знамёна, оружие и т. д. В это же время храм был заметно расширен, к первоначальным трём пряслам северного фасада добавились ещё два по краям, вместимость повысилась до 300 человек, а новая южная стена церкви стала вплотную примыкать к воротной башне, и просвет между ними исчез.

Вид на Спасскую башню с юго-востока. 1964 г.

Вид на Спасскую башню с юго-востока. 60 лет спустя. Туристические автобусы все еще в наличии. Фото Алексея Паевского, июнь 2024


В 1862 году надвратная икона Нерукотворного Спаса была закрыта специальной постройкой (аркадой с навесом), защищающей её от внешних атмосферных воздействий; при этом вход в кремль переместился в арку, пробитую справа от башни. В 1905 г. на средства статского советника П. В. Щетинкина для помещения надвратного образа была сооружена – с той же «лицевой», южной стороны башни – кирпичная часовня с шатровым верхом, который гармонично перекликался и с завершением Спасской башни, и с шатром башни Сююмбике. С 5 февраля 1906 года при храме была организована деятельность братства во имя Христа Спасителя для целей религиозно-просветительских, церковно-строительных и благотворительных. После революции храм был упразднён, а в его здании разместился армейский клуб. Часовня перед Спасской башней была снесена в 1927 году, а на её месте пробиты сквозные ворота по оси «юг–север».

И башня, и храм снаружи отремонтированы. Восстановление церковных интерьеров продолжается до сих пор.


Текст: Сергей Аванесов

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Литература:

Калинин Н. Ф. Постник Барма – строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля // Советская археология. 1957. № 3. С. 261–264.

Фролов Г. В. Путеводитель по храмам и монастырям города Казани. Казань, 2005.

Цитович Г. А. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *