Сегодня мы с «Российскими древностями» снова отправляемся в старинный северный город Каргополь. В нем мы бывали уже трижды в ходе наших Больших летних путешествий – в 2020, 2023 и 2024 годах, но пока что, каемся, не описали и половины его памятников. Мы уже написали о соборе Рождества Христова – древнейшем сохранившемся храме Каргополя и о Благовещенской церкви, которую порой сравнивают с лучшими итальянскими памятниками. Ныне наш разговор пойдет о памятнике того же уровня (и размера), состояние и перспективы которого, увы, пока что оставляют желать лучшего. Итак, храм Воскресения Христова.

Фото из книги Грабарь И.Э. «История русского искусства.» т.1 М 1910.


Воскресенский храм стоит на небольшой площади неподалеку от крепостных валов города. Недаром впервые он, еще деревянный упомянут как стоящий у крепостных ворот, в Писцовой книге 1614-1615 года. Нынешнее здание построено в последнее десятилетие XVII в.

Мы не знаем, кто и на чьи деньги возвел этот прекрасный храм из тесаного известняка с использованием кирпича. Специалисты склоняются к тому, что образцом был взят Успенский собор Московского кремля. 

Фото Алексея Паевского, август 2023 года


Вот что сказано об этом храме в книге-альбоме А.Я. Каковкина «Каргополь. Памятники древнерусского зодчества», вышедшей еще в 1971 году:

«Воскресенская церковь выстроена из тёсаного известняка. В конструкциях также был использован и кирпич. Воскресенский храм производит впечатление цельного монолита. Из кубического объёма вырастают пять грузных глав на массивных барабанах. Они почти соприкасаются и как бы давят своей тяжестью на сам основной объём. Тесное расположение главок Воскресенской церкви определяет схожесть каргопольского храма с Успенским собором Московского Кремля, что является признаком величия московской культуры. С востока — три апсиды, с запада — небольшой притвор.

Фото Алексея Паевского, август 2023 года


Северный и южный фасады имеют трёхчастное вертикальное членение низкорельефными пилястрами, как у старейшего Христорождественского собора Каргополя. Полуциркульные закомары завершают фасады храма — единственный случай в Каргополе. Объёмно-пространственное решение сближает Воскресенскую церковь с русскими храмами ХVI века. Но богатство декоративных деталей в её оформлении — это уже во вкусе позднего ХVII столетия».

На фасадах храма присутствуют закладные кресты, что роднит его с традициями зодчества северо-западной Руси. Имели ли эти кресты в данном случае сугубо декоративное значение или же были наделены каким-то специфическим идейным содержанием, сказать пока сложно. 

Закладной крест. Фото Татьяны Матасовой, январь 2025 года


Крест под главкой наличника


Пристроенный в XVIII в. притвор скрывает оригинальный резной портал XVII столетия удивительной красоты, в основных чертах напоминающий порталы Благовещенской церкви Каргополя.

Детали декора. Фото Алексея Паевского, август 2023 года


Важнейшая особенность Воскресенского храма – он ни разу не был перестроен, и сохранился в оригинальных формах, если не считать двух пробитых позже окон, и пристроенного после пожара 1765 года, когда выгорела большая часть Каргополя, входного притвора с западной части. Храм одноэтажный, холодный. 

Вид с востока. Фото Алексея Паевского, август 2023 года


«По некоторым данным, под храмом, в южной стене. имелся подземный ход, который после пожара, случившегося в 1765 году, был засыпан. Сам храм был «ремонтирован» в 1788 году. На деньги, предоставленные каргопольским купцом Андреем Алексеевичем Вешняковым, был установлен и позолочен иконостас. Также на средства этого каргопольца в 1798 году была сооружена каменная колокольня, не сохранившаяся до наших дней. На звоннице имелось 6 колоколов, самый крупный из которых был отлит в самом Каргополе и весил 107 пудов», — пишет уже упомянутое издание. 

Вид с запада. Фото Алексея Паевского, август 2023 года


Западный притвор XVIII века


Фасады храма богато украшены местными камнерезами: мы видим традиционные для ХVII века резные детали окон, поясков, порталов, барабанов. 

«Хорошо смотрится глубокий перспективный портал, напоминающий портал Благовещенской церкви, его полукружие повторяется в закомарах. Плавная линия закомар красиво завершает стену, богато профилированный поребрик карниза вносит дополнительную нарядность к узорочью окон. Декоративное убранство стен продолжено на барабанах куполов в виде аркатур и декоративных поясков. Примечательно, что и здесь нигде, исключая апсиды, узор окон не повторяется. Если будут одинаковые колонки наличников, то кокошники непременно разные, если схожие кокошники — обязательно разные колонки.

Работа камнесечцев на северном фасаде. Фото Алексея Паевского, август 2023 года


Южный фасад. Фото Алексея Паевского, август 2023 года


Резные столбики с полочками, с бусинками, с ромбиками, кокошники, «коруны» — все собрано здесь. Точно так же не найдем мы и полного тождества в оформлении окон всех трех каргопольских храмов конца XVII века, хотя общность декоративной обработки дает основание предположить, что это дело рук одной артели мастеров. То, что каменносечных дел мастера жили в то время в Каргополе, мы знаем по документам», — так описал памятник выдающийся знаток и популяризатор памятников Каргополья Г.П. Гунн.


Известный специалист по архитектуре Каргополя, автор книги «Каргополь и Каргополье» (М., 1973), Г.В. Алферова справедливо отмечает, что «это одно из уникальных зданий не только Каргополя, но и всего Севера. Этот четырехстолпный, пятиглавый, покрытый по закомарам храм, имеет на фасаде шесть пилястр. В интерьере им отвечает только четыре столба. Здесь мы сталкиваемся с несоответствием фасада и интерьера».

Несомненно, будучи памятником каргопольской архитектурной школы, Воскресенская церковь стоит в ряду ее памятников несколько особняком. Г.В. Алферова обращает внимание на то, что «наличники на алтарной части храма соединены с карнизом в очень изящную композицию и, вопреки каргопольской художественной традиции, , окно на восточной стене куба, освещающее верхний предел, помещено вместе с наличников в середине карниза.

Наличник и закладной крест. Фото Татьяны Матасовой, январь 2025 года


Барабаны глав обработаны приставленными одна к другой нишами с перспективным обрамлением, причем на боковых барабанах такое убранство можно видеть лишь на внешних сторонах, тогда как внутренние, обращенные к центральной главе, оставлены гладкими. Это можно было видеть в соборе Михаило-Архангельского монастыря в Архангельске, построенном в 1690-х гг. мастером Максимом Лохоцким, крестьянином Антониева Сийского монастыря».Наблюдения Г.В. Алферовой развил в середине 1980-х гг. Е.В. Кудряшов.

По его мнению, «для Каргополя характерна какая-то архитектурная “замкнутость”, неприятие каких-либо новшеств в архитектуре, откуда бы они не исходили. Очень интересны поэтому те одиночные памятники, которые содержат в себе необычные для Каргополя стилистические и конструктивно-планировочные особенности. Один из такого рода памятников – это церковь Воскресения, особенности которой неожиданно сближают ее с ярославским посадским зодчеством XVII в.»

Двойной наличник и закладной крест в закомаре. Фото 1970-х гг.


Среди этих черт выделяются следующие.

«Во-первых, наличники у алтарных окон храма трактованы не так выпукло, как у других окон здания. Эти наличники в своем большинстве состоят из прямоугольной валиковой рамы, находящейся на стыке стены с перспективно заглубленной оконной нишей и как бы поддерживающей вверху, над окном, двухлопастный килевидный кокошник, “упруго” выведенный, но также упрощенный. Центральное окно алтаря выделено своим наличником несколько иначе – на месте валика, но также в виде рамы, находятся мелкие кубики, вмонтированные в стену приемом “на угол”. Наличники “периферийных” окон алтаря и наличники его центрального окна стилистического диссонанса не создают.

Вообще декор всех алтарных окон церкви Воскресения весьма странен для Каргополя – он ближе всего опять же, к ярославским памятникам. Во-вторых, в кирпичных тимпанах закомар церковного здания имеются ниши, не встречающиеся у других каргопольских храмов XVII в., но, как известно, в виде “голубцов” часто применявшиеся ярославскими каменщиками. В-третьих, общий “соборный” облик здания, разбивка его фасадов на разное число прясел (3:4) “с несоответствием фасада и интерьера”, неожиданное для Каргополя отсутствие первого этажа, профили цоколя и фасадных карнизов, ворма междуапсидных лопаток-выступов – все это “тянет” более к Ярославлю и ставит памятник в особое положение в городе»

Северный фасад. Фото Алексея Паевского, август 2023 года


Увы, с 1970-х годов состояние храма постоянно ухудшается. Через стены проходят трещины, внутрь храма попадала дождевая вода. В 2017 году храм был в лесах, но реставрация не проводилась – о чем было несколько публикаций в СМИ (в том числе – вот эта). Мы посетили и отсняли памятник в 2023 году. Лесов уже не было, однако состояние храма все еще было далеким от хорошего. Ну, хоть металлические стяжки по периметру стен появились. 

Фото Татьяны Матасовой, январь 2025 года


Можно присоединиться к восторгу Г.В. Алферовой, что «интерьер церкви производит неизгладимое впечатление высоко уходящими вверх внутренними столбами и огромными окнами, заливающими светом все помещение». В целом, внутреннее пространство церкви типологически восходит к ренессансной архитектуре, которую отличает стремление к простору внутреннего пространства, торжественный и гармоничный внутренний ритм. Несомненно, это развитие традиции, заложенной итальянскими мастерами Аристотелем Фиораванти и Алевизом Новым, построивших соответственно Успенский (1479) и Архангельский (1508) соборы Московского Кремля. Развитие именно этой традиции стало определяющим в формах больших соборов XVII в., облик котроых во многом повторяет величественная Воскресенская церковь. Разумеется, Воскресенская церковь не задумывалась как альтернатива кафедральному собору Каргополя, однако в ее архитектуре, в т.ч. в решениях ее внутреннего пространства несомненно развитие именно таких, масштабных и по-своему притязательных форм.  Конструктивной особенностью интерьера Воскресенской церкви является то, что подкупольные арки выше боковых, поддерживающих своды трапезной части. 

Ход в южной стене стал «глухим» после того, как в XVIII в. было прорублено центральное окно. Фото Татьяны Матасовой, январь 2025 года


Подпружные арки.  Фото Татьяны Матасовой, январь 2025 года


Внутреннее убранство храма до революции поражало великолепием. Сохранившийся практически полностью деревянный резной иконостас восходит к концу XVIII столетия, известно имя мастера-резчика – Иван Дружинин. Богатое оформление иконостаса проявляется в многообразии декора (акантовый лист, виноградная гроздь, цветы и др.) и многоцветии его элементов (заметны следы краски различных цветов). Тонкость резьбы по дереву обнаруживает мастерство создателей иконостаса. Неплохо сохранилась роскошная сень над Царскими вратами. В ее центре помещен изящный квадрифолий, однако икона в нем, изображающая Тайную Вечерю, утрачена. Утрачены и фигуры ангелов по бокам сени, вырезанные на редкость изящно и тонко. 

Белокаменная кладка западной стены. Фото Татьяны Матасовой, январь 2025 года


В целом, иконостас Воскресенской церкви сопоставим по стилю и качеству исполнения с иконостасом 1770-х гг. Христорождественского собора Каргополя, который, впрочем, принадлежит руке другого резчика – Ивана Федорова Голодова. 

Некоторые иконы, украшавшие и алтарную преграду, и стены церкви сохранились, в начале 1970-х гг. уцелевшие образа (преимущественно на верхних ярусах) еще находились в иконостасе, но позже были перенесены в собрание Каргопольского музея, где и хранятся сегодня. На северной стене собора висит, видимо, на своем историческом месте икона в раме XVIII в., точнее, остатки иконы, иконная доска: невооруженным глазом невозможно разглядеть не только изображение, но не сохранилось даже следов красочного слоя. 

Алтарь. Фото 1970-х гг.


Царские врата Воскресенской церкви. Мастер И. Дружинин. Фото 1918 г. А.Н. Леонтовского. (Воспроизведено по: Кольцова Т.М. Каргопольская икона. Из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера. М., 2019. С. 37.)


Царские врата. Фото Татьяны Матасовой, январь 2025 года


Сень Царских врат. Фото Татьяны Матасовой, январь 2025 года


Помещенные в алтаре иконы были написаны той же артелью, что и иконы для Христорождественского собора Каргополя. Артель эта – «иконописцы вотчины Крестного монастыря, что на Белом море» под руководством Ивана Иванова Богданова-Карбатовского (1716-1801), происходившего из деревни Карбатово Чекуевской волости на Онеге. Известный специалист по истории каргопольской иконописи Т.М. Кольцова отмечает, что «во второй половине XVIII в. артелью И.И. Богданова-Карбатовского созданы многочисленные иконостасы каменных и деревянных церквей, а также часовен на реке Онеге. (…) Апофеозом деятельности артели явилась работа над созданием пятиярусного иконостаса каменного собора Рождества Христова в Каргополе, выполненного в 1770-е гг.». Это означает, что глядя на эти образа, можно представить нечто подобное и в Воскресенской церкви.  

Алтарь XVIII в., общий вид.  Фото Татьяны Матасовой, январь 2025 года


Иконописцы этой артели, по словам Т.М. Кольцовой, «работали как в технике темперной живописи, так и в смешанной технике (с использованием темперных и масляных красок одновременно). Для расцвечивания драпировок и фона активно применяли золото, серебро и цветные лаки. Большинство мастеров артели – хорошие рисовальщики. Иконы отличаются сложным архитектурным фоном. Элементы европейской классической архитектуры (ротонды, балюстрады, вазоны, колонны с базами и капителями) сочетаются с традиционными северными деревянными постройками, украшенными зубчатым лемехом и декоративными наличниками».  

 Одна из икон, видимо, не из иконостаса, происходящая из Воскресенской церкви – «Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Николай Качанов Новгородский», созданная также в XVIII в. — хранится в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». 

Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Иоанн Качанов Новгородский. Икона XVIII в. Происходит из Воскресенской церкви.


Храм не был расписан. По словам Е.В. Кудряшова, «белокаменные каргопольские храмы не расписывались. Эта их особенность находится, быть может, в соответствии со специфичным для Каргополя фасадным контрастным сопоставлением чистой стены здания с ярким декоративным “пятом” на этой стене (наличник окна, портал), но только принцип этот перенесен “вовнутрь”, в интерьер храма, где красочные высокие иконостасы с многоцветными иконами и позолоченной резьбой сразу же приковывали к себе внимание, контрастируя с ослепительно белыми стенами и сводами, свободными от росписи. (…)

Своды алтаря.  Фото Татьяны Матасовой. Январь 2025 года


Декор сводов алтаря. Фото Татьяны Матасовой. Январь 2025 года


Декор перспективного портала, скрытого за поздним крыльцом, поражает богатством белокаменного декора и качеством его исполнения. Фото Татьяны Матасовой. Январь 2025 года


Каргопольские иконописцы, скорее всего, ограничивали свою творческую работу собственно иконописанием и поновлением икон, а стенописи “не умели”». Остатки краски (в том числе в алтаре) относятся к послевоенному времени, когда церковь использовали как зернохранилище. Известно также, что в алтаре во время войны жили эвакуированные из блокадного Ленинграда.

Фото Татьяны Матасовой. Январь 2025 года


Несомненно, Воскресенская церковь – выдающийся памятник каргопольской (и шире – севернорусской) архитектуры, нуждающийся в скорейшем спасении и комплексном изучении.

Стяжки на фасадах. Фото Алексея Паевского, август 2023 года


Хорошо видно состояние храма. Фото Алексея Паевского, август 2023 года


Текст: Алексей Паевский, Татьяна Матасова

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Литература:

Каргополь. Памятники древнерусского зодчества. — Издательство: «Искусство». Ленинградское отделение, 1971

 Г. П. Гунн «Каргополье – Онега», М., «Искусство», 1989. Стр. 30-32.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *