Наш портал обещал расширение нашей работы в 2025 году – и не только в географии поездок, новых серий «Древностей региона» — которые, несомненно будут», но и вообще в новых рубриках. Таких мы задумали минимум две. Первая – «Фрески» — откроется чуть позже, но уже в январе, а вторую мы готовы открыть уже сейчас. Эта рубрика называется просто —  «Книжная полка». 

По теме археологии, истории древнего искусства выходили и выходит много книг, и гуманитарное знание складывается так, что без знакомства с этими работами постигать искусство и историю прошлых веков и тысячелетий сложнее. Более того, эти книги устаревают сильно медленнее, чем в быстро развивающихся естественнонаучных областях знания. Поэтому мы будем постепенно рассказывать вам о книгах, которые, по нашему мнению, человеку, интересующемуся прошлым нашей страны и нашей культуры, стоит ознакомиться. Это будут не только новые издания, но и книги прошлых лет, которые мы прочитали.

Но начнем мы с очень новой книги, презентация которой состоялась месяц назад в Государственном институте искусствознания. Эта книга  под вышла под двумя грифами: Института археологии РАН и Новгородского музея-заповедника. Она называется «Росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря: археология и искусство».

О самом событии подробно написал портал «Научная Россия», поэтому мы не будем рассказывать о самой презентации. Мы дождались, пока этот огромный фолиант можно будет купить, изучили его и теперь можем рассказать об издании. 

Начнем мы с текста официального пресс-релиза самого Института археологии РАН. 

Эта книга — итог десятилетних исследований фрагментов фресок XII века, найденных археологами ИА РАН под полом Георгиевского собора Юрьева монастыря. Сам факт нахождения фресок — одно из главных археологических событий последнего десятилетия: материал, полученный при исследовании Георгиевского собора, важен не только для археологии, но и для истории, искусствоведения, эпиграфики. Росписи на стенах новгородских храмов — это самое начало русского искусства: в создании принимали участие мастера византийской выучки, мастерство которых перенимали местные художники.

Скан одной из страниц книги


Обычно после завершения полевых работ археологи передают материал искусствоведам – для стилевых атрибуций, и филологам – для прочтения граффити. Но археологи подошли к изучению фресок Георгиевского собора с применением материаловедческих методов, доступных современной науке, и получили интересные результаты, характеризующие строительные технологии и материалы, которые применяли древние мастера при строительстве Георгиевского собора и создании его настенных росписей.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия» Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)


Новая книга представляет результаты комплексных исследований росписи Георгиевского собора: это и история нахождения фресок, и методы их изучения, и стилистические особенности изображений, и соотношение архитектуры и монументальной живописи в древнерусских храмах. Значительная часть книги – это каталоги фресок: фрагментов с изображениями, массовых осколков, фрагментов с надписями-граффити.

Добавим от себя, что ознакомительный фрагмент книги  доступен в электронной библиотеке ИА РАН.

Ну а теперь – несколько слов от активно взявшего этот фолиант в работу главреда «Российских древностей» Алексея Паевского.

Мне кажется, что, несмотря на очень высокую цену (хотя это «всего лишь» ужин на четверых в московском ресторане, например), книгу стоит иметь в своей библиотеке. Помимо того, что она сама по себе прекрасно издана – ее приятно перелистывать, возвращаться к текстам, это книга для кабинетной или домашней работы или любования (ее не взять с собой в самолет)  – в ней собраны все крупные фрагменты фресок, которые с любовью собрала  в сюжеты великая Татьяна Ромашкевич с коллегами, а это труд на порядок сложнее, чем делают реставраторы фресок Нередицы, Спаса на Ковалеве или волотовских росписей – здесь нет фото и зарисовок целых фресок, реставратор подбирает фрагменты только по наитию.

Но важны еще два момента. Во-первых, это – редкое ныне так называемое монографическое издание памятника, которых ждут еще многие и многие сокровища Новгорода и России в целом – начать с той же Софии Новгородской. А во-вторых, это – прекрасный пример плодотворного сотрудничества археологов, филологов, искусствоведов, историков и представителей естественных наук. Например, химический анализ показывает, откуда «приехал» в Новгород синий пигмент для росписей (а это Афганистан) – и сразу же говорит и о торговых связях Новгорода начала XI века, и о финансовых возможностях заказчика, и о том, насколько важен был этот храм. А одна из надписей на фреске – граффити о захоронении двух княжичей – позволяет уточнить дату основания другого древнерусского шедевра – храма Спаса на Нередице. 

И еще одно – важно (и это проговорили создатели книги) – это не точка в исследовании живописи собора. Это – всего лишь запятая. 

Текст: Алексей Паевский

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *