Мы продолжаем нашу рубрику «Говорящие древности», в которой мы в коротких заметках рассказываем о самых интересных артефактах, которые несут на себе надписи – берестяных грамотах, граффити, античных стелах и так далее. Сегодня, в день бересты, мы познакомим читателей с очень интересной грамотой 590, в которой всего три слова, но она тем не менее абсолютно целая и представляет собой уникальный жанр.
Грамота 590 была найдена на Нутном раскопе в квадрате 29 на глубине 5,56 метров в ярусе 17.

Общий вид грамоты. Фото с портала gramoty.ru

Прорись грамоты 590. Рисунок с портала gramoty.ru
Это целый лист бересты размером 41х10,4 сантиметра, почти полностью пустой. Но в левой его части располагается сложный знак или тамга в виде плетенки, чем-то напоминающий скрипичный ключ и две строчки букв:
литвавъста
ланакорѣлоу
То есть «Литва въстала на корелоу». Или «Литва пошла войной на корелу».

Фото самой надписи

Прорись текста и «подписи»
Историки предполагают, что перед нами – уцелевшее разведдонесение, датируемое последней третью XI века. Ни адресата, ни подписи, что дополнительно говорит о секретности послания. А вот «скрипичный ключ» вполне может быть «подписью» агента. Эдакий новгородский Юстас. Или Алекс.
По мнению академика Валентина Янина, это донесение может относиться к событиям, произошедшим во время похода князя Всеслава Брячиславича на Новгород в 1069 году. Как считал историк, в его войске почти наверняка были данники — литовцы, а сам поход проходил вблизи земли карел.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен
Литература:
R. Faccani. Iscrizioni novgorodiane su corteccia di betulla. Udine, 1995.
В. Л. Янин. Берестяная грамота № 590 // Историческая археология: традиция и перспективы. К 80-летию со дня рождения Д. А. Авдусина. М., 1998. С. 387–388.