Портал «Российские древности» рассказывает о церкви эпохи Ивана Грозного, возведенной в традициях псковского зодчества, однако против канона строительства православных храмов.

В 43 километрах к югу от Пскова, на обоих берегах реки Великой, расположился город Остров. Возник он вокруг крепости, выстроенной на острове между главным руслом Великой и протокой Слобожихой. Первое документальное упоминание о городе относится к 1342 году: летописец рассказал о том, как островичи приспели на помощь псковичам, ведшим бой с ливонцами. В конце XIV века крепость стала каменной, превратившись в надежный форпост на границе Псковской земли, наряду с псковской и изборской.

Фото XIX века. Юрий Шокальский

В ее героическую историю вписано немало страниц. Оборонное значение Остров потерял лишь в начале XVIII века, после завершения Северной войны. С тех пор прежде мощная крепость ветшала и ветшала, и на дореволюционных фотографиях запечатлены ее живописные руины. Последние фрагменты стен были разобраны во время Великой Отечественной войны, в период немецкой оккупации: камни шли на строительство дорог и плотины.

Храм в 1941 году

Церковь во имя Николая Чудотворца существовала на территории крепости издавна. О возведении каменного — из грубо околотого местного известняка —храма сохранилась летописная запись: «В лето 7051 (1543 — прим. авт.)… того же лета поставища в Острове святаго Николу». В синодике церкви от того же 1543 года создателями церкви названы Захарий, Николай и Мария(без указания, кем были эти люди), а остатки надписи, опоясывающей центральный барабан, сообщают, что храм сооружен при Великом князе Иване Васильевиче, «старосте церковном Ларвоне Левонтеев да Михаила Кузмин Кюрила григорьев сын Иван сее… сове…».

Храм в начале XX века

Кстати, эта надпись, изначально керамическая, и лишь частично уцелевший пояс керамид под куполом — необычный элемент декора для псковской архитектуры того времени. Керамиды, на которых изображен пятиглавый храм на арке с витыми колоннами, были сделаны местными мастерами. Их имена остались на оборотной стороне одной из керамид: «Давыд» и «Тимоха-печник».

Барабан храма в 2011 году. Фото: Sobory.ru

Но самое необычное в этой церкви, что алтарь ее обращен не на восток, как требуют каноны православного зодчества, а на север. Версий такого «нарушения» две. Первая: церковь «смотрит» на Псков, от лица жителей Острова символически признавая его главенство. Вторая: церковь обращена на проходящий через город тракт Псков-Опочка-Витебск-Смоленск-Киев, чтобы увидев врага, жители успели в ней спрятаться. На случай осады в церкви был даже сделан колодец.

Храм в 2009 году. Фото Александра Шапиро

Не позднее 1553 года появился небольшой одноглавый придел у церкви придел Преображения Господня. Строители, каменщики Назарий и Кирилл, сделали его уменьшенной копией главного храма. В документах упоминается еще одна дата, связанная со строительством церкви: 1582 год. Скорее всего, речь идет об одном из эпизодов Ливонской войны, когда в августе 1581 года польский король Стефан Баторий осадил крепость Острова. После ожесточенного трехдневного штурма город и крепость превратились в руины. После того, как в марте 1582 года Стефан Баторий и Иван Грозный заключили Ям-Зампольский мир, Остров снова стал принадлежать Московскому царству. Вероятно, тогда и начались строительные работы в церкви, скорее всего не избежавшей разрушений во время штурма.

Храм в 2009 году

В XVII столетии у храма со стороны главного входа появился притвор, где, судя по сохранившимся на стенах мемориальным надписям, были погребены представители местной знати: Нащокины, Гундаревы, Дубровские и пр. Интересно описание церкви 1764 года: «Каменная, крытая тесом, на ней глава обита жестью, крест железной рогатной позлаженной. На колокольне два больших и два малых колокола, совсем обветшала». В 1802 году колокольню заменили новой, в духе классицизма. Теперь на ней были пять колоколов (самый большой —213 пудов 36 фунтов) и куранты.

Увы, церкви Николая Чудотворца как-то не везет с сохранностью ее исторического облика. На рубеже XVIII-XIX веков восьмискатные тесовые кровли четверика и придела заменили на четырехскатные металлические, а вместо луковичных глав соорудили совершенно неорганичную древнему псковскому храму конструкцию: высокие, напоминающие митры, купола, на которые водружены барабаны с главками. В таком виде церковь можно увидеть и на фотографии, сделанной географом Ю. М. Шокальским в 1901 году, и на снимках 1941 года. После немецкой оккупации 1941-1944 годов церковь главки придела и практически полностью кровли. Научная реставрация началась лишь в 1963 году, по проекту исследователя, техника-архитектора В.А. Лебедевой и архитектора В.П. Смирновым. Эти два имени — знаковые в истории реставрации псковских памятников архитектуры 1950-1960 годов. В итоге были восстановлены восьмискатные тесовые кровли, формы глав, которые покрыли осиновым лемехом. Но прошли годы, и тесовую кровлю снова сменило железо, а лемеховые главки покрыли зеленой масляной краской. Ну а теперь главки медно блестят на солнце….


Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *