Если ехать с севера Московской области в сторону Санкт-Петербурга, то можно выехать по второстепенным дорогам на Ленинградское шоссе уже в районе Клина. Перед самым выездом на нужную трассу с левой стороны есть малозаметный въезд во двор, где всего в нескольких десятках метров от дороги стоит один из самых малоизученных и малоизвестных памятников архитектуры Московской области XVI века, храм Успения Пресвятой Богородицы. «Российские древности» не смогли проехать мимо этой замечательной церкви.

Некогда этот храм был соборным храмом мужского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Увы, мы не можем точно сказать – ни когда был основан этот монастырь (хотя существовал он минимум две сотни лет), ни в какое время и кем выстроен храм.

Фото Владимир д’Ар

Вот что пишет о храме его официальный сайт:

«Время возникновения обители с достоверностью неизвестно. Догадки об учреждении монастыря Дмитрием Донским в 1380 году, появившиеся в XX веке в кругу любителей краеведения, не находят подтверждения и не соответствуют существовавшим в тот период межкняжеским отношениям. Вплоть до присоединения к Москве в 1485 году город Клин входил в состав Тверского княжества. Небольшой Успенский монастырь был приписан к Тверскому архиерейскому дому, который возник в 1247 году. В XVII – XVIII веках в епархию помимо Твери входили города Зубцов, Кашин, Клин, Старица с уездами. В 1799 году Тверская епархия была приведена в соответствие с границами Тверской губернии.

Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги в монастырь «Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дьяконы, и с проскурником, и с попом на сорокоуст».

Храм. Современное состояние
Алексей Паевский

Время завершения строительства каменного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами, однако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия».

То есть сам монастырь просуществовал как минимум, с 1540-х по 1764 год, когда он, как и многие обители России были упразднены монастырской реформой Екатерины Второй.

Что же касается самого храма, то его строительство точно относится к XVI веку (об этом свидетельствуют и техника строительства, и архитектурные формы), но версий о датах постройки много.

Храм на фото конца XIX века

«Раннюю» версию мы уже упомянули, приводит сайт храма и «поздние» версии: 

«Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н. М. Карамзин изобразил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сообщали, что было истреблено все население Клина. Однако некоторые историки ставят под сомнение вышеописанную бойню. Они оосновываются на том, что в царском «Синодике опальных» упоминается имя только оной жертвы в Клину – некоего каменщика Ионы.

Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор с построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства строительство каменного храма. По другой – деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предполагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов».

Храм на панораме Клина в начале XX века

По некоторым данным, именно в этом монастыре происходила встреча Ивана Грозного со шведским посланником. Нам дошло короткое описание его, относящееся к 1709 году: «За валом клинский Успенский монастырь мужской. В том мо¬настыре церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Другая преподобного Сергия Чудотворца, обе каменные со всякой церковной утварью, что есть в них. В том монастыре братия: иеромонах Нифонт, иеромонах Иосиф».

То есть, видимо, еще в XVII веке появился еще один каменный храм, Сергия Радонежского, который не сохранился до наших дней, но который существовал на момент закрытия монастыря: у нас есть описание обители на 1764 год:

«В соборной Успенской церкви окна светового барабана заделаны досками, деревянные двери – в крайне ветхом состоянии. Кирпичный пол в алтаре, а в церкви – из плит белого камня, – «совсем негоден». Глава собора была покрыта деревянной чешуей, а кровля – тесом, при этом только на алтаре покрытие было относительно новым. Собор, несмотря на небольшие размеры, не отапливался.

Интерьер. Фото Владимир д’Ар

Далее описывается каменная двухэтажная трапезная церковь в честь преп. Сергия Радонежского. В верхнем богослужебном этаже имелась обветшавшая изразцовая печь, кирпичный пол в некоторых местах поломан. Нижний этаж занимала хлебенная и погреб. К трапезной церкви был присоединен деревянный чулан и крытая деревянная паперть. Состояние трапезной, по описанию, является угрожающе аварийным: в стенах «великие разседины и в некоторых местах кирпичи вывалились и углы поломаны».

Вид с востока
Алексей Паевский

При соборной церкви указана двухэтажная колокольня, крытая тесом. Все прочие строения обители были деревянными, причем состояние их характеризуется как крайне ветхое и гнилое. Среди них две настоятельские кельи, малая братская келья, четыре житницы, стоящие в одну линию, погреб, братская баня, два сарая с сеновалом».

Храм был закрыт в 1931 год, после чего его использовали как библиотеку, медицинский музей, общежитие, торговый склад и склад соли.


Николай Николаевич Свешников. 1921-1995

К моменту середины XX века храм было не узнать: он полностью был «погребен» под надстройками XIX-XX веков. Однако в 1960-е годы на него обратил внимание великий реставратор Петр Барановский. Именно с его «подачи» группа реставраторов под руководством известного архитектора Николая Свешникова в 1962-1967 годах бережно освободила храм от наслоений веков. То, что недоставало, восстанавливалось не «по аналогии», а по сохранившимся остаткам деталей на самом памятнике. Единственное, что осталось от поздних времен – портиковые завершения членений стен, что, конечно, диссонирует с общим обликом храма, который вернули во время XVI века.

Правда, после реставрации храм не вернули верующим – в нем снова заработал склад. Только в 1992 году он был возвращен церкви. Так что если будете проезжать Клин, заверните на улицу Папивина 16а – это того стоит.


Текст: Алексей Паевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *