Сегодня мы с проектом нашего портала и Новгородской области при поддержке губернатора Андрея Никитина и АНО «Русь Новгородская» снова отправимся в Новгород, на его Торговую сторону, туда, где напротив Детинца и Софийского собора расположено сразу семь древних храмов – от XII до XVIвеков. О двух домонгольских памятниках Торга мы уже рассказали: о Николо-Дворищенском соборе, одном из четырех новгородских храмов начала XII века, и первом Никольском храме Руси, а также о потрясающем «инородном теле» новгородской архитектуры – церкви Параскевы Пятницы на Торгу, выстроенной смоленскими мастерами по заказу «заморских гостей». Теперь же пришла пора перейти к менее «раскрученному», но не менее важному памятнику – первой церкви Новгорода после присоединения его к Московскому княжеству,  храму Жен Мироносиц на Торгу.

Этот довольно большой храм находится в крайне правой части Торга, если смотреть на него с Волхова, ближе к реке. Он был выстроен в 1510 году на средства человека, рожденного не в Новгороде.

Слева — храм Прокопия, справа — Жен-мироносиц. Фото Алексея Паевского, май 2021 года


Когда мы рассказывали о Сыркове монастыре, мы подробно рассказали о том, как в городе появилась семья, давшая много храмов и монастырей и Новгороду, и другим городам. Напомним вкратце,

Великий князь Иван III, присоединивший Новгород к Москве, «вывел» из него несколько тысяч семей бояр, «лучших гостей новгородских», житьих людей. Великий князь «жаловал их на Москве» и дал поместья во Владимире, Муроме, Нижнем Новгороде, Переславле, Юрьеве, Ростове, Костроме «и по иным городам». А их конфискованные новгородские вотчины были переданы «лучшим гостям», «детям боярским» из Москвы и «из иных городов», представителям старых московских боярских родов, удельным князьям. Среди этих людей был богатый гость Иван Сырков, не раз выступавший кредитором московской знати. Двор Ивана Сыркова с сыновьями Афанасием и Дмитрием расположился на Торговой стороне Новгорода. С именами Сырковых как новгородских купеческих старост (то есть людей, стоявших во главе новгородской торговли) было связано подписание многих торговых договоров с Ганзой, Ливонией и Швецией. Рядом со своим двором Сырков и выстроил богато украшенную церковь Жен-Мироносиц, ставшую первым архитектурным памятником Новгорода после присоединения его к Москве.

Дореволюционное фото Ярославова Дворика. Церкви Жен-Мироносиц, Прокопия и Никольский собор

Сын его, Дмитрий, через 19 лет выстроит рядом с этим храмом другой, Прокопия Праведного. Внук, Федор Дмитриевич, основал рядом с Новгородом Сретенский монастырь, который все называют Сырковым. О нем (как и о трагической судьбе Федора, казненного Иваном Грозным) мы уже рассказали.

Ну а мы с вами вернемся к храму Жен Мироносиц. Прежде чем рассказать о самом храме, давайте вспомним, кто такие Жёны-мироносицы в христианском нарративе: поскольку посвящение церкви не самое распространенное, а не все читатели наши – знатоки Евангелия, мы постараемся немного рассказать об этом сюжете.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Вологодская икона

Итак, согласно Евангелиям, в первый день после субботы, некие женщины пришли с благовониями и миром (которое ароматическое масло, а не отсутствие войны) для умащения тела казненного Христа к его Гробу. Шли, рассуждали о том, кто отвалит камень от пещеры, однако перед их приходом явился Ангел, случилось землетрясение, камень отвалился, стража убежала, а Ангел рассказал Женам о Воскресении. В разных Евангелиях Жены – разные. Их было от одной до «некоторого количества» (три и «другие с ними»), но всегда среди них была Мария Магдалина. Именно ей по Евангелию от Иоанна первым явился Иисус, ей он сказал «не прикасайся ко мне» (знаменитое Nolime tangere)… То есть по сути, церковь Жен Мироносиц в первую очередь воспевает Воскресение Христа. В православии третья неделя по Пасхе носит название Неделя святых жен мироносиц и Иосифа Праведного. 

Храм Жен-Мироносиц, вид с востока. Фото Алексея Паевского, май 2021 года

Храм, выстроенный в 1508-1510 году по заказу Ивана Сыркова, был не первым таким храмом. В 1508 году здесь сгорел деревянный храм, который был выстроен на месте каменного в 1445 году, до которого была еще одна церковь, сгоревшая в 1299 году в числе 12 погоревших церквей Торга. 

Церковь Сыркова – достаточно большой четырестолпный храм с тремя апсидами во всю высоту стен (впервые после долгого перерыва в новгородском зодчестве), с палаточным завершением, подцерковьем и двухпролетной звонницей над западной стеной (такие очень характерны для псковских храмов). 

Проект реконструкции в первоначальных формах. Западный фасад. Автор Т.В. Гладенко. НГОМЗ
Довоенный снимок. НГОМЗ

Основной объем храма отделен от западного притвора глухой стеной, собственно церковный объем разделен деревянной перегородкой на два яруса. В верхнем ярусе сначала располагался придел Прокопия Мученика, но потом, в 1536 году, видимо, после того, как в 1529 году Дмитрий Сырков рядом построил «полноценный» храм Прокопия, престол переосвятили во имя Евангелиста Матфея. 

Чертеж. Новгород. Ярославово Дворище. Церковь Жен-Мироносиц. Из архива Шуляк Любовь Митрофановны (1896-1996) — архитектора-реставратора, лауреата Государственной премии. НГОМЗ

Чертеж. Новгород. Ярославово Дворище. Церковь Жен-Мироносиц. Из архива Шуляк Любовь Митрофановны (1896-1996) — архитектора-реставратора, лауреата Государственной премии. НГОМЗ

Церковь Жен-мироносиц почти не имеет никакого декора – кроме очень скромного аркатурного пояса на барабане и декора закомар. Очень по-новгородски!

Барабан и купол храма. Фото Алексея Паевского, май 2021 года

Храм не раз горел: в 1541 году (после чего появилась большая северная пристройка), в 1709, 1722, 1745 годах, перестраивался. В XVII веке появилась западная пристройка, в XVIII веке «накатили» четырехскатную крышу, поменяли форму главы, разобрали звонницу. 

На переднем — реставрация церкви Прокопия, на заднем — храм Жен-Мироносиц.

Менял храм и свою «юрисдикцию». В 1745 году церковь приписали к Юрьеву монастырю, а в 1832 году – к монастырю, основанному внуком ктитора храма, Сыркову.

Вид с запада.

Во время войны храм пострадал не очень сильно: повреждена крыша, северная пристройка, оконные и дверные заполнения. Поэтому в 1956-1958 годах церковь обследовали архитекторы под руководством известного реставратора Тамары Гладенко (1917-1991), а затем – реставрировали в первоначальных формах 1510 года под ее же руководством. Храму вернули щипцовое завершение, а глава получила шлемовидный купол с лемеховым покрытием. 

Лемеховое покрытие апсид. Фото Алексея Паевского, май 2021 года

Восстановленное крыльцо

В 1996-1997 и 2000-2002 годах храм повторно реставрировали, восстановили деревянные крыльца храма, реставрировали пол. Сейчас в храме расположена интерактивная этнографическая выставка. 

Текст: Алексей Паевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *