Храмы Благовещения на Городище

Как известно, первым каменным храмом в Великом Новгороде (и вообще – первым древнерусским храмом на территории современной России) был Софийский собор, построенный князем Владимиром Ярославичем в 1045-1050 годах. После чего каменное строительство в городе замерло на полвека с хвостиком. Только в 1103 году появился новый храм, но не совсем в Новгороде. Мы уже упоминали об этом храме в наших материалах рубрики «Российские древности», но сейчас появился повод рассказать об исчезнувшем – и отчасти появившемся храме Благовещения на Городище.

…Это место называют еще Рюриково Городище. Правда, такое название ему было дано первыми новгородскими археологами-краеведами еще в конце XIX – начале XX веков («есть городище — место, где некогда было древнее поселение, в Новгород призывался Рюрик, так чье же оно еще!»). Кстати, мало кто знает, что среди первых исследователей Новгорода был молодой художник Николай Рерих, будущий гималайский житель и эзотерик, а его сын, будущий известный исследователь культуры Востока Юрий Рерих, и вовсе родился на раскопках в Новгороде, тогда еще не имевшем официальной приставки «Великий» к названию.

Со сравнительно недавних пор Городище считается находящимся в черте современного города. Не очень давно удалось показать, что именно по отношению к этому месту Новгород получил свое имя — Новый Город. Именно там обосновались призванные варяги (хотя, конечно, банального «придите к нам и правьте нами» не было, скорее это был некий гибрид антикризисного менеджера и модной ныне частной военной компании). Именно это место было древнейшим в Новгороде, и именно там традиционно находилась княжеская резиденция. Там же в 1103 году сын знаменитого Владимира Мономаха Мстислав построил свой первый храм — Благовещения.

Мстислав, как и его отец, был весьма интересной личностью. Недаром он, как и Новгород, получил прозвание Великий.

Мстислав у смертного одра супруги Христины, шведской принцессы 
Лицевой летописный свод XVI в.

По отцу Мстислав был прямым потомком византийских кесарей, а по матери, шведской принцессе Гите, — потомком английских королей и имел весьма немалые права на британский трон (замечательный российский фантаст Владимир Свержин, к сожалению, покинувший нас в прошлом году в дилогии «Лицо отмщенья» и «Сын погибели» использует этот факт, дабы таки возвести Мстислава на английский престол).

Между прочим, западные источники реально называли Мстислава Гаральдом. Однако права правами, а первым местом княжения будущего великого киевского князя оказался именно Новгород. Именно здесь он, кстати, и заказал писцу Алексу Лазаревичу знаменитое Мстиславово Евангелие — шедевр древнерусской книжности XII века.

Мстиславов Евангелие
Wikimedia Commons

Судя по всему, Мстислав и Новгород неплохо ладили друг с другом, что для вольного Новгорода, еще при Владимире Святом получившем право самим выбирать себе князя, редкость. С сыном Мстислава Всеволодом получилось все наоборот: в 1136 году в Новгороде произошла мини-революция, князя выгнали, и власть взяло на себя вече. 

Именно при Мстиславе в Новгороде появились сразу четыре каменных храма, обрамив город с четырех сторон. И первый из них строили, разумеется, в княжеской резиденции. Известие об этом можно найти, например, в Новгородской Первой летописи. В некоторых более поздних летописях можно встретить 1102 или даже 1099 год, но там, где речь идет о таких древних событиях, принято больше доверять Первой летописи. 

Совмещение планов храмов XII и XIV веков. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

Здание XII века не дошло до наших дней: в 1342–1343 годах по приказанию московского великого князя Симеона  Ивановича Гордого старый храм, пришедший в окончательную ветхость («порушена» стоит) был разобран, а на его месте с некоторым сдвигом к востоку и отклонением от оси первоначальной постройки был выстроен новый.

План храма XII века по каталогу П.Раппопорта

План храма XIV века на уровне 2 яруса. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

Реконструкция внешнего облика храма XIV века

Интересно, что «повеление» было от Симеона, но строительство велось силами не менее интересного человека – реального руководителя Новгородского государства, владыки Василия Калики (ныне почитаемого как святого в лике святителя), который  был поставлен в 1331 году и правил до 1352 года, до своей смерти. Василий был очень деятельным человеком и развил весьма интенсивную строительную деятельность.

Лист с предпологаемым изображением свт. Василия Калики (справа внизу?). Новгородская служебная минея. XII в. Январь (ГИМ. Син. № 163. Л. 255 об)

Вверху: Великий Новгород. Гражданская
постройка в Детинце. Середина XIV в.
(Палата 1350 г. ?). Раскопки Архитектур-
но-археологической экспедиции СПбГУ
2008–2009 гг. Вид с северо-запада
Внизу: Великий Новгород. Церковь Входа
Господня в Иерусалим. 1336–1337 гг., XVII в.
Раскопки Архитектур но-архео логической
экспедиции СПбГУ 2010–2011 гг. Вид с севе-
ро-востока.
И.В.Антипов. Новгородская архитектура времени архиепископа Василия Калики: основные проблемы изучения//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.2 Вып. 3. 2012

На его счету, например, части стен новгородского Детинца, ремонт Софии Новгородской и обустройство нового входа в нее, строительство церкви Входа в Иерусалим в кремле (ее остатки нашли уже в XXI веке и раскопали не так давно), палаты 1350 года (предположительно, их остатки, сохранившиеся почти на высоту сводов «подвального этажа», тоже раскопаны экспедицией СПбГУ). Летописи указывают, что у Василия была собственная строительная артель, которой иногда пользовались другие новгородские заказчики – например, заказчики храма Спаса на Ковалеве 1345 года.

Рюриково Городище в начале XX века

Когда автор писал о храме Благовещения впервые, в статье о следующей постройке Мстислава, Николо-Дворищенском соборе, дальше шла фраза: «Увы, и на месте здания XIV века сейчас можно наблюдать лишь руины: в Великую Отечественную войну его разрушили. Руины законсервированы, и есть шанс, что когда-нибудь храм восстановят, как восстановили многие разрушенные новгородские храмы».

Храм в начале XX века.Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

Руины храма в 1948 году. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

Однако сейчас руин как таковых там уже нет, а есть раскопанные остатки храмов XII и XIV веков, законсервированные и ставшие музеем внутри сохранившихся и надложенных стен более позднего здания.

Руины храма в 2003 году. Фото: Алексей Паевский

Современный вид законсервированных остатков. 2018 год. Фото: Алексей Паевский

Нужно отметить, что храм XIV века был совсем иным, нежели постройка 1103 года: церковь Мстислава была монументальной шестистолпной трехапсидной постройкой с лестничной башней, а постройка XIV века была меньше и имела четыре столпа и одну апсиду. Более того, планы храмов, хоть и ориентированы на восток апсидами, но оси храмов немного повернуты относительно друг друга. Апсиды тоже оказались смещены, и в результате остатки более древнего храма попали внутрь восточной, сохранившейся части храма XIV века. Это очень помогло экспедиции выдающегося специалиста по древнерусской архитектуре Владимира Седова, который несколько сезонов изучал храм перед музеефикацией.

Глаголические граффити/ИА РАН

Раскопки Вл.В. Седова/ ИА РАН

Археологи обнаружили, что при строительстве нового храма в XIV веке основания древнейшей церкви были засыпаны песком и строительным слоем, содержащим фрагменты первоначальной живописи начала XII века. В результате были обнаружены тысячи фрагментов фресковой росписи этого времени, в том числе с изображениями ликов. Эти фрагменты дают представление о стиле росписей, которые входят в число древнейших на территории современной России – они древнее росписей новгородского Софийского собора. Кроме того, в этом году были обнаружены четыре десятка фрагментов надписей-граффити первой половины XII века.

Совмещенный план раскопанных Седовым частей зданий и плана храма XIV века

«В отличие от современных граффити их делали не вандалы, это была социально принятая практика – на стенах храмов, ниже уровня росписей процарапывались сообщения о текущих событиях, молитвы, даже деловые записи. Это была своеобразная средневековая стенгазета. Возможно, что летописцы сверялись с этими граффити как с таким своеобразным архивом», — цитировал Седова пресс-релиз Института археологии РАН. Там есть даже учет хранившегося вина.

В 2017 году основные работы на месте храма были завершены, работы с фресками продолжаются, а сам храм был превращен в музей археологических остатков. 

Текст: Алексей Паевский

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *