В рубрике «Российские древности» уже появлялись два памятника крымского Чуфут-Кале: мечеть Джанибека и дюрбе Джанике-Ханым. Но среди жителей пещерного города были не только мусульмане. На его территории сохранились и караимские кенассы (храмовые постройки необычного направления в иудаизме). Об этих зданиях и о построившей их этнической группе мы поговорим сегодня.

Большие загадки маленького этноса

Кенассой (кенасой, кэнэсой, кенесой), как мы уже выяснили, назывался храм караимов. Происхождение слова восходит к арабскому «каниса» — «немусульманский храм» или к тюркскому «кэнэш» — наставление. Но сначала сделаем отступление: кто же такие караимы? Само название, которое используется с IX века, отсылает нас к древнееврейскому караи́м (קָרָאִים) — «читающие». Эта этническая группа исповедовала караизм — ответвление иудаизма, где не было раввинов. Согласно этой религии, каждый верующий самостоятельно определяет, как правильно следовать Торе. Есть несколько версий, откуда взялись караимы: например, что они произошли от евреев или сменивших религию хазар (поскольку пользуются тюркским языком из кыпчакской группы).

Вид на кенассы из-за стены. Фото: Алексей Паевский, июнь 2022 года


Но даже сами караимы в начале века XX продолжали спорить, можно ли считать их народом, или же скорее религиозной общиной. «Караимами называются люди, исповедующие караимскую религию и составляющие особую, исторически сложившуюся народность (при этом под караимской народностью разумеются караимы, живущие в Крыму, и примыкавшие к ним издавна, еще до присоединения Крымского полуострова к России, вступавшие с ними в браки и беспрерывно питавшие их караимы Константинопольские, Египетские, Иерусалимские, Багдадские, Сирийские и Литовские)», — такое определение было дано на съезде караимского духовенства в Евпатории в 1917 году. Однако споры о самоидентификации и среди представителей этой этнической группы не утихают по сей день. Например, турецкие и египетские караимы считают себя евреями, которые исповедуют караизм, остальные же караимы от евреев отмежевываются (хотя генетически все же им близки). Например, с начала XX века, когда евреи еще страдали от притеснений, караимы Российской империи уравнялись в правах с православными гражданами, начали настаивать на своем тюркском происхождении, караимская интеллигенция стала переходить в христианство, а службы начали читать на караимском языке, а не на древнем иврите, тогда как в обиходе более распространенным стал русский.

Сейчас меньше двух тысяч человек причисляют себя к караимам, но в прошлом они были более многочисленны. В XIX веке они были основным населением города-крепости. У подножия Чуфут-Кале и сегодня находится караимское кладбище, известное как Балта-Тиймез, или Иосафатова долина. В литературе караимов первое упоминание о таком названии встречается в книге Соломона Бейма в 1862 году. «Она названа так Караимами по имени Иосафатовой долины в Иерусалиме, в память похороненной семьи, вышедшей из Иерусалима», — писал этот религиозный деятель. Правда, потом он получил от караимской общественности недоуменные вопросы, что это за место. Также «малой» Иосафатовой долиной (по аналогии с «большой», которая сегодня ассоциируется с долиной Кедрона), эту местность именовал в своих записках естествоиспытатель Петр Симон Паллас, который побывал на кладбище в 1794 году. Как считают раввины, в Иосафатовой долине начнется Страшный суд, и все погребенные там сразу же воскреснут, тогда как остальным придется рыть себе подземные ходы до этого места. 

Почтовые открытки 1900-х годов показывают вид Иосафатовой долины с запада и северо-востока


Тюркское название некрополя — Балта-Тиймез (что означает «топор не коснется»), но его придумал, скорее всего, востоковед Серая Шапшал (он как раз разработал и активно продвигал тюркско-алтайскую гипотезу происхождения караимов) в начале XX века. В 20-х—30-х годах он начал распространять версию, что караимы в древности были язычниками и поклонялись дубам. Хотя среди караимских священников строго следили за единобожием, отдельные языческие практики тюркского происхождения с использованием священных рощ и капищ, окропляемых кровью жертвенных животных, могли встречаться в народе. Однако этнографы не знают точно, возникли ли они в древности, или же появились только в XIX-XX веках. Сами же караимы называли кладбище Каленинъ кеварот, или «кладбище Кале».

Надгробия караимского некрополя 
Skif-Kerch/Wikimedia Commons


Долина понравилась бы романтикам — нет, не любителям широких жестов, мечтательной идеализации и амурных завоеваний, а лирикам в духе романтизма, которые вдохновлялись печальными пейзажами вроде разрушенных кладбищ и писали задумчивые элегии о бренности бытия (как, например, Жуковский). Над старинными расколотыми надгробиями, поросшими мхами и папоротниками, шелестят черешчатые скалистые дубы, самые древние из которых выросли в начале восьмидесятых годов XVIII века, причем старейшие деревья достигают 2-4 метров в обхвате. Поэтому некогда священная роща Балта-Тиймез сегодня считается ботаническим памятником природы.

На плане Чуфут-Кале кенассы указаны цифрами 2 (Малая) и 3 (Большая). Недалеко от них находилась караимская школа (цифра 4 на плане), но от нее остались лишь руины. Цифрой 16 обозначена усадьба караимского священнослужителя Авраама Фирковича — одного из последних жителей Чуфут-Кале. Рядом с ней находятся развалины дома караимских обществ, построенного в 1896 году
Alexey Gomankov/Wikimedia Commons



Авраам Фиркович (1786-1874) был газзаном — караимским священнослужителем, а также археологом и собирателем древностей, в том числе — исследователем кладбища. Кроме того, Фиркович открыл школу нового типа для караимов и много сделал для продвижения их наследия — в том числе и выдвигал планы сохранения пещерного города, который он видел культурным и историческим центром караимов. Но в порыве этнической гордости он несколько переусердствовал, пытаясь доказать, что караимы отделились от евреев и переселились в Крым до Рождества Христова, поэтому не участвовали в гонениях на Спасителя, а значит, имеют особый статус. Эти идеи, которые он доказывал фальсификацией дат на караимских надгробиях, были опровергнуты. Сегодня считается, что караимы пришли в Крым не раньше IX-XI века, а самые древние надгробия датируются сороковыми годами XIV века.

Караимские храмы внутри и снаружи

На территории Чуфут-Кале кенассы две, и, хотя здания построены в разное время, они примыкают друг к другу и выглядят как единый архитектурный ансамбль. Малая кенасса предположительно датируется XVII веком (как раз тогда в Чуфут-Кале переселились караимы из Мангупа — скорее всего, перенеся с собой некоторые архитектурные детали), а Большая (или Соборная) — XIV веком. Правда, эта датировка только приблизительная, потому что подробных исследований храмов пока не проводилось.

Товия Леви-Бабович, караимский историк и священнослужитель, «по архитектурным соображениям» тоже назвал временем постройки Большой кенассы XIV век, но Малую считал еще более древней. По его данным, последняя перестройка Соборной кенассы произошла в 1613 году, а ремонт Малой — в 1896 году.

А вот так выглядит изнутри другая кенасса, расположенная в самом Бахчисарае. Сейчас она в аварийном состоянии. Пространство кенассы традиционно делится на три части: мошав-зекеним («сидения для старцев») — скамейки для пожилых, больных и находящихся в трауре прихожан; шулхан — центральная часть здания, где молятся мальчики и молодые мужчины; гехал — аналог алтаря, возвышенное место для священнослужителя


Обследование зданий архитекторами ООО «Кирамет» подтвердило, что Большая кенасса действительно была перестроена в 1613 году. Более того, судя по старому арочному проему в женском дворике и старых ступенях, которые вели на женский балкон, тогда она увеличилась в размерах. При этом изменились и формы кувшинов-голосников, которые были вмонтированы в стены здания, чтобы усиливать громкость на службе. Когда храм увеличивали, «толстобокие» сосуды с узким горлом сменились на более длинные и продолговатые. Предполагается, что другая форма кувшинов также указывает на большую разницу во времени их изготовления.

Большая кенасса. Фото: Алексей Паевский, июнь 2022 года

Во время раскопок в женском дворике Малой кенассы ученым удалось лучше разобраться в устройстве здания: например, выяснить, что через угол Малого храма из мужского дворика в женский шел водосток, по которому могла уходить дождевая вода. Это защищало фундаменты храмов от размывания. На первоначальном уровне пола здания, на глубине около 60 сантиметров, археологи нашли пятисантиметровый слой известкового раствора, смешанного с каменным тесом. Это следы ремонта, который проходил примерно в XVIII веке.

Вид на кенассы при подъеме на Чуфут-Кале. Фото Сергея Аванесова, июль 2020 года

Сам фундамент храма сложен более крупными блоками из известняка, которые скрепляет глиняный раствор. Они примерно на 20 сантиметров выдаются вперед по сравнению с блоками стен. Ученые предполагают, что это указывает на то, что здание возведено на более древнем фундаменте.

Там же, на глубине около 40 сантиметров, археологи нашли детали костюма газзана. Интересно, что со времен средневековья этот сан можно было получить после победы в голосовании, кандидаты для которого выдвигались общиной. Эта традиция сохранилась даже после 1837 года, когда должность газзана стала официальной. Караимские священники носили специальные покрывала с нашивками и кистями — таллеты. Сложенный вдвое таллет можно было надеть и простым молящимся, которые клали его на плечи наподобие шарфа. Такой ритуальный «аксессуар» назывался чичит (или араба кенафот). Позднее чичит стали делать сразу узким — видимо, чтобы экономить ткань, или просто для удобства. Эти кисти и нашивки из металлизированной нити для украшения чичита и были найдены при раскопках.

Малая кенасса. Фото: Алексей Паевский, июнь 2022 года



«Священнослужительское облачение отличается своей простотой. Это — длинное и широкое покрывало из белой шелковой или льяной материи с длинными синими кистями на четырех ее концах и с довольно широким наличником, на котором вышиты золотом или какие-либо стихи из священного писания, или имя лица, пожертвовавшего данное покрывало. Покрывало это называется таллетъ. Другие молящиеся надевают на себя так называемый чичит. Это то же, что и таллет, но сложенный в несколько раз и накидываемый на плечи так, что концы его падают спереди почти до колен, а висящие на шелковых шнурках кисти его надеваются на мизинцы обеих рук», — так рассказывал об этом одеянии педагог Илья Казас в журнале «Караимская жизнь», изданной в 1911 году. 

Илья Казас (слева) с семьей в возрасте около 60 лет.Караимская народная энциклопедия. Том 6, часть 1

Сам Казас, кстати, был выходцем из простой, хотя и дворянской, караимской семьи, и всей своей судьбой опровергал стереотипы. Он дослужился до чина действительного статского советника. Несмотря на то, что «читающие» в целом оправдывали свое название и даже основали первую на полуострове типографию в 1731 году (кстати, бракованные страницы оттуда не уничтожались, а захоранивались, так как считалось, что буквам присуща некоторая магическая сила, и эти листы в свое время забрал уже упомянутый Фиркович), Илья Казас выделился даже среди них. Он первым среди крымских караимов получил высшее образование и стал кандидатом наук. Казас учился в лучшей караимской частной школе, а затем — в Московском и Петербургском университете, овладел 11 языками, публиковал стихи (в том числе — на мертвых языках, которых он знал четыре), написал учебники древнееврейского и русского для татар и много других трудов, предложил проекты караимского духовного училища и татарской учительской школы. Среди его потомков (а у Казаса и его жены было 8 детей) — видные врачи, учителя, ученые, юрист и даже поэт-футурист, а одна из его дочерей открыла бесплатную Симферопольскую девическую караимскую школу для всех сословий.

Фото Сергея Аванесова, июль 2020 года

По грустной иронии, сегодня собственный язык его потомков практически исчез, вытесненный русским в XXвеке. Три диалекта караимского так сильно отличаются друг от друга, что некоторые лингвисты считают их разными языками. Говорят на караимском только редкие носители тракайского диалекта (по городу Тракай в Литве), где для его изучения организуют летнюю школу. Этот диалект для письменности использует литовскую версию латиницы. А вот крымский и галичский варианты языка практически вымерли. Но недавно караимы Крыма и Украины создали методические материалы и учебники, которые сейчас переводят в мультимедийный формат, чтобы еще один диалект вымирающего языка смог выучить каждый желающий.


Текст: Екатерина Мищенко

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *