Какую роль в судьбе второго по древности сохранившегося новгородского храма сыграли немцы во время Великой Отечественной войны и Ганзейский союз нового времени сейчас, как оказалось, что новгородский князь мог стать английским монархом, и какие фрески сохранились во втором по древности сохранившемся храме Великого Новгорода, рассказывает очередной выпуск нашего совместного проекта нашего портала и Новгородской области при поддержке губернатора Андрея Никитина и АНО «Русь Новгородская», в котором мы опишем все 86 памятников древней архитектуры Великого Новгорода (и многое другое).
Как мы уже писали, первый каменный храм в Новгороде Великом построили в 1045-1050 годах (если не считать загадочный храм Иоакима и Анны, о котором известно только то, что он был). София Новгородская и поныне остается древнейшим сохранившимся храмом средневековой Руси на территории нашего государства (есть и более древние, в Киеве и Чернигове, но на территории Украины).
Каменное строительство велось на Руси и во второй половине XI века, но в Великом Новгороде оно прервалось более чем на полвека. Посудите сами: после окончания главного новгородского собора в 1050 году никакого «зодчества» (в буквальном смысле, ведь «здо» означает глину, из которой «творили» плинфу — кирпичи) в Новгороде в XI веке более не было. Тому можно придумать несколько объяснений: быть может, заказчики, князья и архиепископы, не чувствовали себя здесь уверенными и не стремились строить на века, быть может, городу хватало одного крупного кафедрала, а приходские храмы были деревянными. В любом случае следующая каменная постройка в тех краях возведена 53 года спустя. И не в самом Новгороде, а рядом, на Городище.
Старый город и Мономашич
Это место называют еще Рюриково Городище. Правда, такое название ему было дано первыми новгородскими археологами-краеведами еще в конце XIX – начале XX веков («есть городище — место, где некогда было древнее поселение, в Новгород призывался Рюрик, так чье же оно еще!»). Кстати, мало кто знает, что среди первых исследователей Новгорода был молодой художник Николай Рерих, будущий гималайский житель, а его сын, будущий известный исследователь культуры Востока Юрий Рерих, и вовсе родился на раскопках в Новгороде, тогда еще не имевшем официальной приставки «Великий» к названию.
С недавних пор Городище считается находящимся в черте современного города. Не очень давно удалось показать, что именно по отношению к этому месту Новгород получил свое имя — Новый Город. Именно там обосновались призванные варяги (хотя, конечно, банального «придите к нам и правьте нами» не было, скорее это был некий гибрид антикризисного менеджера и модной ныне частной военной компании). Именно это место было древнейшим в Новгороде, и именно там традиционно находилась княжеская резиденция. Там же в 1103 году сын знаменитого Владимира Мономаха Мстислав построил свой первый храм — Благовещения. Об этом храме и его следующей «итерации» XIV века мы уже писали.
Мстислав, как и его отец, был весьма интересной личностью. Недаром он, как и Новгород, получил прозвание Великий.
По отцу Мстислав был прямым потомком византийских кесарей, а по матери, шведской принцессе Гиде, — потомком английских королей и имел весьма немалые права на британский трон. Между прочим, западные источники даже называли его Гаральдом. Однако права правами, а первым местом княжения будущего великого киевского князя оказался Новгород. Именно здесь он, кстати, и заказал писцу Алексу Лазаревичу знаменитое Мстиславово Евангелие — шедевр древнерусской книжности XII века, о котором мы потом расскажем в рубрике «Артефакт».
Судя по всему, Мстислав и Новгород неплохо ладили друг с другом, что для вольного Новгорода, еще при Владимире Святом получившем право самим выбирать себе князя, редкость. С сыном Мстислава Всеволодом получилось все наоборот: в 1136 году в Новгороде произошла мини-революция, князя выгнали, и власть взяло на себя вече. Именно при Мстиславе в Новгороде появились сразу четыре каменных храма, обрамив город с четырех сторон. И первый из них строили, разумеется, в княжеской резиденции.
Никола на Дворище
Ровно через десять лет Мстислав поставил большой каменный храм уже в самом центре Новгорода, напротив Софии, на другом берегу Волхова. Никольский (Николо-Дворищенский) собор (1113—1136) в истории древнерусской и новгородской церковной архитектуры занимает особое место. Во-первых, это самый древний Никольский храм на Руси, дошедший до нашего времени. Во-вторых, это второй по древности из сохранившихся новгородских храмов. А в-третьих, за всю историю христианского Новгорода это один из трех новгородских соборов-кафедралов в церковном смысле этого слова: определенное время именно он был главным, соборным новгородским храмом. Во всем облике собора видно противостояние его с Софией. Это единственный, помимо Софии, пятиглавый новгородский храм чуть ли не до XV века.
Посвященный Николе Чудотворцу, расположенный на княжеском дворе в самом Новгороде, он должен был придать весомости княжеской власти, как мы уже говорили, не очень популярной в Новгороде.
История посвящения храма тоже очень интересна. Почитание св. Николая на Руси усилилось после 1087 года, когда его мощи перенесли из Мир Ликийских (он потому и Николай Мирликийский) в итальянский город Бари. Византийская церковь не приняла перенесение мощей, русская же, напротив, в 1089 году установила в честь переноса мощей особый праздник 9 мая. Мстиславов храм – первый известный нам Никольский храм на Руси. Почему же именно в честь этого святого Мстислав называет свой придворный храм?
Новгородская Первая летопись сообщает скупо: «Въ лето 6621… заложена бысть церкы Новегороде святаго Николы». Но вот поздние летописи приводят предание, согласно которому на тридцатом году жизни Мстистав тяжело заболел. Во сне ему явился Николай Мирликийский, который повелел отправить ему посольство в Киев за круглой иконой Николая. Мстислав не стал спорить с откровением, посольство направил – но оно не успело уехать далеко: оно добралось только до острова Липно на озере Ильмень, куда из Киева по волнам круглую икону и принесло.
Позже, когда мы будем рассказывать о церкви Николы на Липне конца XIII века, мы еще вернемся к этому преданию, поскольку легенда явно появилась позже постройки собора на Дворище – она скорее связана с основанием Липненского храма. Однако тяжелая болезнь Мстислава скорее всего – реальность. Об этом свидетельствуют сведения из рукописных сборников кёльнского монастыря св. Пантелеймона, где воспитывалась мать князя Гида. Болезнь Аральда (мы помним, что Гаральд – это еще одно имя Мстислава) там связывается с нападением медведя, а исцеление – с явлением во сне св. Пантелеймона. Ну и Пантелеймон не просил иконы, а само явление истолковала мать Мстислава, которая потом совершила обетное паломничество в Иерусалим.
Что мы точно знаем – это то, что Мстислав действительно очень почитал Пантелеймона и даже окрестил в его честь своего сына Изяслава (что вообще уникально для княжеской семьи). Именно поэтому напротив княжеской резиденции – Городища – никогда не княживший в Новгороде Изяслав в 1134 году основал монастырь св. Пантелеймона – тоже большая редкость на Руси.
Но вернемся к самому собору. Его духовенство все время было связано с князьями, и если архиепископ, например, отказывался по политическим соображениям венчать князя (а так бывало), то свадьба вершилась именно здесь. По крайней мере, в 1136 году, в году, в котором храм был освящен, мы читаем в летописи: «въто же лето оженися Святослав Олговиць Новегороде, и веньцяся своими попы у святаго Николы, а Нифонт его не веньця, ни попом на сватбу, ни цернецем дасть, глаголя: не достоит ея пояти».
Собор такой же большой, как Благовещенский храм (23,65х15,35 метров). Он тоже шестистолпный, однако лестничной башни для перехода на хоры (второй этаж храма, где во время богослужения находился князь с приближенными) здесь не было. Туда попадали через дверь в стене на втором этаже. Ее следы сохранились в здании. Скорее всего, в эту дверь вел переход со второго этажа деревянного дворца, стоявшего рядом. Позже, но еще в XII веке, после «боярской революции» в Новгороде (1136 год), дверь заложили, а в юго-западной части храма сложили винтовую лестницу на хоры.
Никольский храм, как и Благовещенский, выстроен все еще в типичном киевском стиле: фасады расчленяются нишами и окнами, однако уже тут мы видим отличие – новгородские храмы, в отличие от киевских, сильнее вытянуты вверх.
Снова пять глав
Храм не закрывался после Октябрьской революции. Как минимум, в 1921 году он был действующим и кафедральным – став, таким образом, одним из трех кафедралов Новгорода за всю его историю (такими были еще Софийский собор и храм Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице).
Во время оккупации Новгорода немецкими и испанскими войсками, в соборе устроили казарму для солдат. Артиллерийские обстрелы повредили кровлю и своды здания, верхние части стен.
Изучение храма началось в 1962 году, когда его закрыли как действующий и передали Новгородскому музею (до того он одновременно использовался и как храм, и как склад (подцерковье), и как жилье (северная поздняя пристройка). За 1970-1980-е годы под руководством Григория Штендера подготовили проект реставрации Никольского собора.
Когда автор текста первый раз приехал в Новгород в 1997 году, уже зная облик всех его памятников по фотографиям, то он не сразу узнал главного героя нашей статьи. Дело в том, что на всех фотографиях в современных книгах собор показывался одноглавым. Четыре малых главы со временем исчезли, но основания барабанов сохранялись под малой кровлей, что давало возможность точно восстановить пятиглавие.
И вот, в 1990-х памятник архитектуры, включенный ЮНЕСКО в число объектов Всемирного культурного наследия, начали реставрировать. Интересно, что собор реставрировали при иностранной поддержке — Ганзейского союза нового времени. В 2003 году собор снова открыли.
Фресок XII века в соборе сохранилось немного: Церковь к храмовым росписям относилась традиционно потребительски. Если фрески потускнели, их нужно сбить либо записать сразу по старым, предварительно сделав на фресках насечки сбитой штукатурки, чтобы новая лучше держалась. Правда, при реставрации обнаружили много тысяч фрагментов сбитых в древности фресок. Сейчас они изучаются. Одна из немногих сохранившихся композиций — «Иов на гноище», в которой хорошо сохранилась фигура жены Иова, с отвращением протягивающая своему супругу на шесте котелок с едой. Однако и эта фигура пострадала: как пишут, отходящие из Новгорода солдаты немецкой армии расстреляли фреску из пистолета.
Помимо реставрации, вокруг храма понизили уровень земли: культурный слой, «наросший» почти за 900 лет, срыли на два метра, параллельно проведя археологические раскопки. Теперь собор не только обрел пять глав, но и свои первоначальные пропорции.
Текст: Алексей Паевский