О еще одном аргументе в концепцию «Россия — родина слонов», о русском аналоге парижского Шартрского собора, о разнице между понятиями «поле» и «Польша» и о первой в истории русской архитектуры реставрации рассказывает сегодняшний выпуск портала «Российские древности».

Вид с Юго-Востока. Фото Алексея Паевского, 2019 год.

Граффити-кресты на стенах собора. Фото Алексея Паевского, 2019 год.

Граффити-кресты на стенах собора. Фото Алексея Паевского, 2019 год.

На границе Владимирской и Ивановской областей расположился маленький городок (меньше 20 тысяч жителей), районный центр под названием Юрьев-Польской. Или Юрьев-Польский. Называют его по-разному, но ясно одно: происходит это название от имени князя Юрия Долгорукого и слова «поле». К Польше этот город не имеет никакого отношения, да и вообще это дополнение возникло, чтобы отличать владимиро-суздальский Юрьев от двух других городов-тезок: Юрьева, который ныне Тарту, а ранее был Дерптом, и от Юрьева в Поднепровье, который ныне называется Белая Церковь.

Зарисовка собора
Николай Рерих

В центре этого городка, славного своими молочными продуктами и конным заводом, сохранился кольцевой земляной вал, в котором стоит монастырь, а рядом с ним — странное приземистое сооружение, все сплошь покрытое каменной резьбой. Некоторым историкам русской живописи оно известно еще и по «Русской серии» Николая Рериха — еще до эмиграции молодой художник сделал серию набросков древнерусской архитектуры. Перед нами последний (по времени) храм домонгольской Руси и первый, пожалуй, в нашей истории случай архитектурной реставрации ценного памятника, которой уже тоже более пятисот лет.

Южный фасад собора.Фото Алексея Паевского, 2019 год.

Вид с северо-запада. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Первый храм в этом городе построил знаменитый Юрий Долгорукий, судя по летописи, в 1152 году. Но запись о строительстве князя Юрия в Кидекше, Юрьеве и Владимире — сводная, так что о точном времени постройки храма-предшественника мы не знаем. Знаем только, что простоял он не очень долго. Раньше хотя бы полагали, что нынешний храм стоит на фундаменте старого, ан нет.

Западный фасад собора. Слева видна Троицкая церковь ХХ века, выстроенная под замену теплого Троицкого придела. Фото Алексея Паевского, 2019 год.

Вид с северо-востока. Фото Алексея Паевского, 2004 год.

Археологи ошибались, тщательное обследование показало: нынешний храм от фундамента до купола — XIII века, и то с оговорками. Последняя работа — исследование обнаруженных внизу фундамента кусочков штукатурки с красочными фрагментами — показала, что они действительно принадлежали собору XII века. А значит, собор Юрия Долгорукого где-то рядом.



Надо искать, проводить археологическую разведку, но пока что удача не на стороне историков. Правда, вот те самые крепостные стены, земляные валы — они-то точно долгоруковские.

Фото с колокольни соседнего Михайло-Архангельского монастыря. Слева видны древние валы Юрьева-Польского. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Храм князя Юрия простоял недолго. В 1230 году «Святослав князь в Юргеве руши церковь святаго Юрия каменую, тако же бе обетшала и поломалася, юже бе создал дед его Юрги Володимеричь и святил великим священием». Тверская летопись сообщает, что простояла старая церковь 89 лет. Святослав Всеволодович, в крещении Гавриил, — внук Юрия Долгорукого, сын Всеволода Большое гнездо. Судя по всему, церковь ко времени его княжения уже находилась, как сейчас бы сказали, в аварийном состоянии. И внук решил не ремонтировать дедово творение, а просто построить заново. 

Поздняя роспись собора. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Поздняя роспись собора. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Поздняя роспись собора. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Есть предположение, что строительство трех соборов – Рождества Богородицы в Суздале (1225), Архангельского в Нижнем Новгороде (1227) и храма в Юрьеве-Польском – свидетельство творческого союза Святослава и его старшего брата Юрия (Георгия) Всеволодовича. 

«В лето 6742 Благоверный князь Святослав Всеволдовичь сверши церковь во граде во Юрьеве святаго великомученика Георгия и украси паче инех церквей бе бо из внутри около всея церкви по каменю резаны святые чудно вельми, иже есть и до сего дне стоит». Миниатюра Лицевого летописного свода

Судя по всему, Святослав сам был не чужд искусства. По крайней мере, новый собор получился весь украшенный резным камнем. И летопись недвусмысленно намекает: «И создаю Святослав чюдну, резаным камнем, а сам бе мастер». По крайней мере, в Тверской летописи говорится именно так. Кстати, именно в храме и похоронили Святослава Всеволодовича, а через десятки лет выстроили специальный придел, куда перенесли могилу.

Серафим. Фрагмент резьбы собора. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Серафим. Фрагмент резьбы собора. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Новгородская летопись так пишет о храме: «Благоверный князь Святослав Всеволодович соверши церковь во Юрьеве святого великомученика Георгия, и украси ю паче иных церквей, бе бо изовну около всея церкве по камню резаны святые, чудны велми, иже есть и до сего дни». 

Лев. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Лев. Фото Снежаны Шабановой, 2020 год.

Лют зверь. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Львиные маски. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Китоврас (кентавр). Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Женские маски. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Святые, серафимы, львиные маски. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Резьба фасада. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Это уникальный случай для нашей истории. Такой случай, когда все здание целиком покрыто резьбой, тоже неизвестен. Даже знаменитый Дмитриевский собор во Владимире, построенный отцом Святослава, и тот сильно уступает Юрьевскому.

Капитель. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Капитель. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Резьба портала. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Капители портала. Фото Снежаны Шабановой, 2020 год.

Резьба фасада. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Недаром исследователь древнерусской каменной пластики Георгий Вагнер, реконструировавший много композиций из резьбы храма и посвятивший ей монографию, назвал Георгиевский собор «русским Шартром». Исследовательница Фредерика Халле в 1930 году писала: «Едва ли где-либо можно столь ясно проследить братское сближение Востока и Запада, как в Георгиевском соборе в Юрьев-Польском – здесь победы над Европой достигает прежде всего сама Россия». 

Богоматерь. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Святые. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Львы и святые. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Но, похоже, Святослав сильно увлекся резьбой и забыл про основы архитектуры. Собор у него получился сильно завышенным и простоял «всего» 200 лет. Правда, за это время успел стать образцом для первого Успенского собора Московского Кремля, построенного в 1326-1327 годах.

В середине XV века верх собора рухнул, но власти решили не сносить здание. В 1471 году в заштатный городок прибыл выдающийся зодчий (а также купец и заказчик Ермолинской летописи) Василий Ермолин, уже пробовавший себя на ниве «восстановления» — он восстанавливал белокаменные стены Кремля в Москве, организовывал производство скульптур для них, восстанавливал Вознесенский монастырь в Кремле и храм на Золотых воротах во Владимире. Он восстановил храм, в итоге получившийся почти вдвое ниже исходного. Кроме того, Ермолин собрал обрушившуюся скульптуру и, что мог, поместил обратно на стены. До сегодняшнего дня дошло около 450 рельефов. Правда, порядок камней, разумеется, нарушил, и теперь даже среди специалистов существуют десятки вариантов реконструкции программы росписи и самого храма.

Реконструкция храма Г.К. Вагнера

Резьба храма и правда потрясающая. Среди всех камней больше всего дискуссий вызывает клиновидная портретная каменная маска, которая сейчас выставляется в соборе отдельно – очень уж непохожа она на все остальные. Среди вариантов ее атрибуции – автопортрет самого Святослава, портрет его старшего брата Юрия (впрочем, есть и еще одна маска, которую интерпретируют именно как портрет Юрия Всеволодовича), а также как портрет «мастера Абакуна» — так расшифровывает его имя Георгий Карлович Вагнер.

Клиновидный камень. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Клиновидный камень и другие элементы резьбы. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Верхний ряд: образы святого князя Георгия Всеволодовича из Архангельского собора Московского Кремля (слева), с нижегородской иконы (по центру), с клиновидной маски Георгиевского собора [гипотеза] (справа). Нижний ряд: база пилястры барабана Георгиевского собора с изображением Юрия Всеволодовича
(по версии П.Д. Барановского) (слева) и та же база, совмещенная с элементами с клиновидной маски (справа)
. Илл по. М.Р. Морозов, С.А. Карташов, В.Н. Титов «Исследования Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 2010-х годов как основа для получения представлений о первоначальной композиционной структуре
и генезисе памятника»
.  
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ТРУДЫ МАРХИ
Материалы международной научно-практической конференции. Сборник статей. 2018

Кстати, самый необычный для современного человека камень этой резьбы сохранился: над одной из полуколонн северного фасада храма, там, где сейчас вход, можно увидеть силуэт слона. Ну, или мамонта, если хотите. Но скорее всего, это был именно слон из какого-то зверинца. Об этом говорят когти у «русского слона», которые действительно могут вырасти, если животное долго содержится в помещении с мягким грунтом, где оно не может их стачивать.

Слон.Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Так что у авторов концепции «Россия — родина слонов» есть аргумент возрастом почти в восемь веков.

Образовавшийся в  XV веке памятник не всегда выглядел так, как сейчас. В 1781 году к храму была пристроена четырёхъярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий придел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Все поздние обстройки разобрали при реставрации 1923-1936 годов.

Комплекс на рубеже веков

Изучение собора продолжается. В 2017 году стал доступен архив великого реставратора Петра Барановского, который исследовал собор почти четыре десятилетия и вместе с Игорем Грабарем руководил разборкой поздних пристроек.

Давайте процитируем одну из последних статей, посвященных собору: «В настоящее время исследовательская группа авторов статьи изучает материалы исследований и гипотезы о первоначальных формах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском отечественных искусствоведов, историков архитектуры и реставраторов: Д.П. Сухова, Ф. Халле, Н.Н. Воронина, П.Д. Барановского, Г.К. Вагнера, А.В. Столетова, В.В. Кавельмахера, С.В. Заграевского. Труды этих ученых из разных поколений, работав- ших по разным методикам, позволяют сформировать широкую картину научных представлений о памятнике и выдвинуть новые гипотезы. 

Портретные камни с собора. Экспозиция внутри памятника. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Один из портретных камней. Экспозиция внутри памятника. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Экспозиция внутри памятника. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Один из скульптурных элементов. Экспозиция внутри памятника. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

Спаситель. Экспозиция внутри памятника. Фото Алексея Паевского, 2020 год.

25 января 2018 года был произведен мониторинг подкровельного пространства собора. В результате были зафиксированы описанные Барановским артефакты, сведения о которых известны из его личного архива. Был обнаружен камень с портретным изображением, являющийся базой пилястры барабана, и множество фрагментов архитектурного декора храма: фрагменты пилястр, валики и прочее. 

База пилястры барабана с портретным изображением
в верхнем слое кладки южного свода собора. Фото П.Д. Барановского (слева, 1940-е) и В.Н. Титова (справа, 2018)
. Илл по. М.Р. Морозов, С.А. Карташов, В.Н. Титов «Исследования Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 2010-х годов как основа для получения представлений о первоначальной композиционной структуре
и генезисе памятника»
.  
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ТРУДЫ МАРХИ
Материалы международной научно-практической конференции. Сборник статей. 2018

Также на чердаке находится отдельный камень кладки свода с фрагментом фрески, датируемой XVIII веком – очевидно, ранее обращенный одной из сторон в интерьерное пространство собора». 

Реконструкции барабана (вариант с 8 окнами) Георгиевского собора (слева и по центру) и реконструкция пилястры барабана (справа) по П.Д. Барановскому. Факсимиле. Илл по. М.Р. Морозов, С.А. Карташов, В.Н. Титов «Исследования Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 2010-х годов как основа для получения представлений о первоначальной композиционной структуре
и генезисе памятника»
.  
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ТРУДЫ МАРХИ
Материалы международной научно-практической конференции. Сборник статей. 2018

Действительно, вариантов реконструкции очень много. Особенно дискутируется форма барабана: «Версии реконструкции барабана, по мнению некоторых исследователей, различаются количеством окон и простенков, их пропорциями и степенью заполнения последних скульптурной пластикой. Так, в варианте реконструкции Столетова пилястры граненые, с тремя масками на каждой, а обрамление окон заполняется растительной резьбой. Барановский же в своей реконструкции пропорционально «расширяет» окна, заполняет простенки медальонами с изображениями святых, пилястры (сильно оторванные от плоскости стены) представляет с круглым сечением и размещает на них по два скульптурных портрета князей: живших на момент строительства собора – на базах, а их умерших к тому моменту предков – на капителях. Реставратор предлагает различные варианты с 8 и 12 окнами в барабане». 


Текст: Алексей Паевский

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *