Сегодня отмечается 350-летие со дня рождения первого российского императора, Петра Алексеевича. Мы уже делали и вспоминали публикации, связанные с его именем: это и его личная аптечка, и один из его ботиков, и сибирская коллекция Петра I, и Петропавловский собор в Казани, и тобольский кремль, план которого утверждал будущий император, и даже прижизненные его портреты. Сегодня мы завершим этот цикл еще одним любопытным артефактом, на котором – самый (или один из самых) ранних прижизненных портретов Петра. И не только его.
Начнем мы издалека. Напомним, что после крещения Руси Владимир Святославич начал чеканку собственной монеты – как в серебре («сребренники»), так и в золоте («златники»). Это была не столько монета для полноценного денежного обращения, сколько статусный жест: так Владимир подчеркивал вхождение Руси в круг «цивилизованных» стран (о них тоже будет наш специальный материал).
Эту традицию отчасти, но ненадолго, поддержали потомки Владимира – его дети Святополк и Ярослав, а затем – Олег Тмутороканский. Но уже только в серебре. После Владимира золотые монеты не чеканились на Руси очень долго, и их функцию в первую очередь выполняли золотые дукаты, которые шли на Русь в первую очередь из Венгрии. Так появился термин «угорский» в значении «золотой» (монета)».
Вернемся же теперь к нашему Петру и его родственникам. После смерти его старшего брата, Федора Алексеевича, на престол формально взошли Петр и Иван – под «присмотром» старшей сестры Софьи, которой тоже была не чужда жажда власти. И именно Софья организовала чеканку угорских в качестве донативных монет – то есть монет, которые не уходят в общегражданское обращение, а которыми одаривается тот или иной круг людей. Такие монеты будут чеканиться все время существования Российской Империи.
Софья чеканила угорские для того, чтобы награждать участников крымских походов 1687 и 1689 года.
За поход 1687 года вручали небольшие монеты диаметром 19,8 миллиметров и массой 3,2 грамма, на одной стороне которой был крупный портрет Софьи и надпись «Ï Г Б Ц Ï К С А В В Ï И Р С», что означало «…и Государыня благоверная царевна и княжна Софья Алексеевна всея Великия и иных России самодержцы», а на другой – портреты братьев Ивана и Петра в царском облачении и аббревиатура «Б М В Г [ Ц Ï К Ï А ] П А» — «Божию Милостию великие государи цари и князи Иван Алексеевич и Петр Алексеевич». То, что облик Софьи был крупнее, как бы намекал…
В любом случае, поскольку походы были неудачные, и по другим причинам, в 1689 году Петр уже воспротивился чеканке такой же монеты. На обеих сторонах новой монеты был отчеканен двуглавый орёл, упоминание Софьи также осталось, но только в виде двух букв «С А» в длинной круговой надписи. Петр уже начал свой путь к императорскому венцу.
Текст: Алексей Паевский