Археологи ИА РАН нашли во дворе Юрьева монастыря место, куда были сброшены сбитые в XIX веке фрески Георгиевского собора. Теперь археологи смогут найти оставшуюся часть сбитых фресок, которые предположительно были закопаны во дворе монастыря.
Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН (рук. Вл.В. Седов) ведет работы на территории древнейшего монастыря Великого Новгорода – Юрьева, с 2013 г. В первые годы из-под пола XIX в. Георгиевского собора были извлечены десятки тысяч фрагментов первоначальной фресковой живописи, сбитых со стен и положенных в основание пола во время ремонта, начатого знаменитым архимандритом Фотием в 1820-е гг. В Новгородский государственный объединенный музей-заповедник в 2014–2015 гг. были переданы сотни лотков с известковыми осколками, на которых были видны как просто гладкие цветные стороны, так и фрагменты изображений: мужские и женские лики, элементы одежд и орнаментов, пальцы рук и ног, оперение крыльев ангелов и чешуйчатые доспехи святых воинов. В последующие годы, 2016–2021 гг., во время исследований наружных участков, прилегающих к собору с севера, юга и востока, фресковая коллекция пополнялась новыми цветными фрагментами.
Сейчас уже стало совершенно ясно, что извлеченные из земли фрески обладают уникальным художественным и научным потенциалом. Они составляют один из самых ранних ансамблей монументальной стенописи Северной Руси: раньше Георгиевского собора были расписаны только церковь Благовещения на Городище (около 1103 г.), новгородский Софийский собор (около 1108 г.) и Николо-Дворищенский собор (около 1113 г.). То есть найденные фрески рассказывают о первых шагах русского искусства в той области, которая стала, наравне с иконописью, его квинтэссенцией.
Целостность фресковых изображений была нарушена в XIX в., но в силу этого несчастливого факта современные ученые имеют счастливую возможность всесторонне изучить сохранившиеся фрагменты стенописи в качестве материальных свидетельств мастерства древних живописцев, зодчих и организаторов строительного производства. Первыми результатами естественнонаучного изучения фресок стало определение основных пигментов красок Георгиевского собора, а также элементного состава этих пигментов, что позволит в дальнейшем указать место происхождения минералов, входящих в состав красок. В насыщенной голубой краске, чаще всего использовавшейся в фонах древнерусских росписей и в большом количестве присутствующей на осколках Георгиевских фресок, было открыто присутствие одного из самых дорогих по средневековым меркам минерала – лазурита или ляпис-лазури. Известны несколько месторождений этого минерала – в Афганистане в провинции Бадахшан, в России на территории Южного Прибайкалья и в Таджикистане на Памире: откуда конкретно происходит лазурит Георгиевского собора, возможно, удастся узнать в скором времени.
Фрагментарность фресок Георгиевского собора, их раздробленность на осколки оборачивается еще одним неожиданным парадоксом. Монументальные образы святых и героев библейских сцен, обычно смотрящих на нас со стен христианских храмов из своего недосягаемого высока, оказываясь фрагментами изображений, теряют свою недосягаемость в прямом и переносном смыслах и приближаются к зрителю как умозрительно, так и физически. Разложенные на столе в реставрационной мастерской фрагменты фресковых ликов воздействуют на зрителя с еще большей силой, возможно потому, что начинается персональный диалог с ними как с миниатюрными, как будто частными, образами. Смыслы, воплощенные в ликах святых, становятся совсем близкими, земными, доступными. Древняя роспись монументального собора, посвященная римскому святому воину Георгию, в близких изображениях оборачивается частными рассказами о верности непростому выбранному пути, о преданности идеалам и о надежде на победу добра.
За все годы археологического изучения Юрьева монастыря сформирована грандиозная коллекция фрагментов фресок Георгиевского собора, сейчас хранящаяся в музее. Однако по самым смелым подсчетам она составляет всего лишь треть древнего монументального ансамбля, оставшаяся часть которого лежит в земле на территории монастыря. При бывших в 1990–2000-е гг. земляных и археологических работах к востоку от собора были найдены многочисленные фресковые осколки, но точно зафиксированного места начала или конца фресконосного слоя тогда определено не было. В два предыдущих года отряд Института археологии РАН осуществлял целенаправленные поиски этого места, и в небольшом шурфе 2022 г. площадью 4 кв. м, наконец, был обнаружен слой строительного развала, содержащего битые фрески.
Этот слой залегал в 60–70 см от современной поверхности земли к востоку от абсид собора, перед Орловским корпусом, в непосредственной близости от мощеной дорожки, ведущей к речным воротам. В этой части монастырской газонной лужайки было разбито два квадратных шурфа на расстоянии 4–5 м друг от друга. В западном был открыт кирпичный столб, судя по формату кирпича, XVIII – начала XIX в., служивший опорой для деревянной ограды вокруг собора. А в восточном шурфе, таким образом, находящемся уже за пределами храмовой ограды XVIII–XIX вв., обнаружены фрески. Слой строительного развала мощностью до 70 см состоял из спрессованной массы россыпи известкового раствора и твердых кусочков того же раствора, сбитого со стен и обладающего красочным слоем с одной гладкой стороны. Фракции твердого известкового раствора с красочным слоем совершенно различны по величине: от мелкого цветного щебня до крупных фрагментов, на которых видны целые или фрагментированные лики.
Сотрудниками фресковых мастерских Новгородского музея в предыдущие годы была разработана методика извлечения фресок из строительных развалов, отлично зарекомендовавшая себя при совместных работах Музея и Института археологии РАН в процессе музеефикации церкви Благовещения на Городище, состоявшейся в 2016–2018 гг. Музейные реставраторы были приглашены к археологическим работам и в 2022 г. Совместно с археологами они извлекли с небольшой площади шурфа более 100 лотков осколков фресок, переданных в мастерскую «Фреска» в Антоновом монастыре для дальнейшей обработки, консервации и изучения.
Среди извлеченных фрагментов бесспорное большинство составляет массовый материал, на котором нет видимых изображений. Обнаружено всего менее десятка фрагментов, определяемых как личное письмо. Однако среди них есть один лик, составившийся прямо в процессе работ из двух фрагментов, появление которого оправдывает все серьезные усилия, предпринимаемые по извлечению фресок из земли. Это лицо молодой женщины, повернутое в три четверти, даже чуть более, на зрителя. Половину высокого лба закрывает белый головной убор или повязка с глубокими зеленоватыми тенями, составляющая верхнюю часть лика, под тонким носом с открытыми ноздрями проходит слом фрагмента: нижняя часть лица пока не выявлена. Сохранившиеся целыми распахнутые глаза этого персонажа древности скользят мимо современного зрителя, заглядывая за его спину, а проходящий по переносице косой рваный стык фрагментов придает дополнительную выразительность. Если это лицо обретет свое завершение, то тогда можно будет понять, какое чувство заключено в выражении глаз – осуждение или смирение.
Этот фрагмент и другие появившиеся в 2022 г. фрески дают огромную надежду на то, что в ближайшие археологические сезоны аккуратный газон Юрьева монастыря поделится древними артефактами, скрытыми под ним. В 2022 г. территория к востоку от Георгиевского собора была обследована с помощью магнитометрического оборудования. Можно надеяться, что точное и скрупулезное сопоставление данных магниторазведки и археологических чертежей 2022 г. поможет до начала земляных работ очертить приблизительную зону залегания фресочного слоя под землей.
Текст: М.В. Вдовиченко, Институт археологии РАН