На рубеже лет принято подводить итоги. Делает это и наш портал, и в первые три дня (помимо других материалов) мы опубликуем три археологические «десятки»: десять главных событий в археологии по версии Института археологии РАН (но нужно помнить, что работами ИА РАН не ограничивается российская археология), десять древностей, которые мы посетили в 2022 году и десять наших «долгов» — тех памятников, которые мы посетили в наших путешествиях, до сих пор не описали — но обещаем это сделать в январе 2023 года. Итак, начнем с Института археологии РАН.
1. По единому плану
Одни из самых значимых результатов новых полевых работ – раскопки средневекового селища Чаадаево 5 под Муромом. Раскопки велись на большой площади (около 3,5 га), что дало возможность полностью выявить пространственную организацию памятника на уровне как всего поселения, так и его отдельных элементов (усадеб, хозяйственных зон). Предыдущие работы на домонгольских селищах Волго-Окского региона велись на небольших площадях и позволяли получать лишь фрагменты общей планировки. Теперь, благодаря раскопкам Чаадаево 5, мы знаем, что домонгольские села в этой местности строились по заранее продуманному плану, что они были окружены оградой, от которой к центру поселения шла широкая центральная улица, по обеим сторонам от нее находились усадьбы, огражденные частоколом, а за пределами жилой зоны находился некрополь. Эти данные открывают с новой стороны жизнь домонгольских сел: теперь мы знаем, что они обладали сложной и продуманной планировочной структурой, что в больших сельских поселениях жили люди в том числе высокого статуса, знающие грамоту, занимающиеся воинским делом.
2. Луноликие личины и шагающие грифоны
Найти не потревоженное грабителями скифское погребение – большое везение для археолога. В 2022 г. удача улыбнулась экспедиции ИА РАН, ведущей спасательные археологические раскопки курганной группы недалеко от Симферополя. Курган IV в. до нашей эры не был разграблен, и археологи смогли подробно задокументировать памятник и собрать коллекцию погребального инвентаря, среди которого – золотые нашивки с изображением шагающих грифонов и луноликих личин. Сложная архитектура комплекса и яркие находки говорят о том, что здесь была усыпальница семьи знатного скифа.
3. «Невидимые» могильники у Гнездилова
4. Близ Немецкого двора
Торговый устав предписывал немецким купцам останавливаться в Новгороде на Немецком дворе – официальном представительстве Ганзы. Археологи пытались найти Немецкий двор в течение многих лет, и наконец, в 2021 г. Новгородская экспедиция ИА РАН раскрыла фрагменты средневековых улиц Большая Пробойная и Михайлова, возле которых, согласно средневековым документам, находился Немецкий двор. Точку в истории поисков Немецкого двора поставили работы 2022 г., когда археологи нашли место въезда в факторию к северу от мостовой Большой Пробойной улицы. В слоях XIII и XIV вв. они обнаружили деревянные дворовые вымостки и следы постоянно сменявшихся огромных верей – мощных столбов, на которые крепились ворота. Здесь же обнаружено множество находок, однозначно свидетельствующих о западноевропейском присутствии: фрагменты немецкой посуды, детали европейской одежды, перстни с геральдическими знаками, фрагменты кровли католической церкви святого Петра, стоявшей на Немецком дворе до конца XVI в., а также предметы с руническими надписями.
5. Новенькое: от мезолита до Средневековья
В июне–июле экспедиция ИА РАН в ходе спасательных археологических раскопок перед строительством северного обхода города Твери исследовала группу археологических памятников Новенькое. О том, что на участке, который попадал в створ будущей трассы, есть памятники археологии было известно из архивных документов, в которых указывалось, что здесь есть стоянки мезолита, несколько курганов X–XIII вв. и средневековое селище. В ходе раскопок оказалось, что количество курганов намного больше, чем указано в архивных документов, что под курганами и рядом с ними находятся грунтовые погребения, под древнерусским курганным могильником – объекты эпохи мезолита, а вместо средневекового селища археологи нашли городище эпохи раннего железного века.
6. Оборонительные валы Смоленска
Работы Смоленской экспедиции ИА РАН уже второй год позволяют по-новому реконструировать историю Смоленска. В 2021 г. археологи обнаружили песчаный оборонительный вал первой половины IX в., который находился на кромке Соборной горы. Под валом был обнаружен культурный слой VII–IX вв.: эти заключения опирались на находки из насыпи вала и результаты радиоуглеродного датирования. Но археологов смущало то, что площадь раскопа была слишком мала, и они не нашли никаких конструкции внутри насыпи. Раскопки 2022 г. раскрыли песчаную насыпь и бревна вала, выявили место пересечения бревен, образующих «клети» внутри насыпи. Оказалось, что высота песчаного вала достигает полтора метра, а ширина – более 6 метров. На поверхности древнего вала в XV–XVI вв. была сооружена деревянная стена, уничтожившая наслоения XI–XIV вв. Эту стену, окружавшую смоленский «детинец», можно видеть на гравюре начала XVII в., на которой изображен штурм Смоленска 13 июня 1611 г.
7. Печать Владимира Мономаха
При раскопках средневекового прусского селища Привольное-1 на Калининградском полуострове археологи нашли печать Владимира Мономаха, великого князя киевского. Находка – уникальное свидетельство культурного и политического взаимодействия между жителями поселения и Древней Русью в XII в. Она доказывает, что в Средневековье между пруссами и Древней Русью существовали связи, далеко выходящие за рамки обычных торговых отношений, потому что такими печатями скрепляли важные государственные и дипломатические документы. Любопытно, что находка получила также общественное признание: она стала лауреатом премии калининградского бизнес-сообщества «ПРОФИ – итоги года» в категории «Событие года».
8. Из-под бетона: золотая прикладная печать Панфильева
Еще одна печать, о которой можно сказать «уникальная» и «впервые»: во время раскопок на Софийской стороне Великого Новгорода археологи нашли золотую прикладную печать, принадлежащую «Панфильеву». На одной ее стороне помещена надпись: ПЕЧАТЬ ПАНФИЛЬЕВА, на другой – изображение процветшего креста. Судя по надписи, владельцем печати мог быть Панфилий Селифонтович, новгородский боярин, который на переговорах с королем Казимиром IV в 1471 г. был представителем Новгорода от «житьих людей» – одного из общественных классов города, стоявших между боярством и средним купечеством.
В этом же раскопе были найдены печати новгородского Совета господ, печати тысяцкого Даниила Михайловича, архиепископа Симеона, 28 серебряных монет XV в. и пять берестяных грамот, в одной из которых впервые упоминается «торпица» (речная форель) и «коробочка икры». Все эти предметы достали в буквальном смысле из-под бетона: работы проводились перед будущей реконструкцией объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс построек медопивоваренного завода «Богемия», один из участков которого в 90-е гг. был залит бетоном без без каких-либо археологических изысканий, предваряющих строительство в историческом центре города.
9. Несколько лет спустя: итоги комплексных исследований
О самых ярких находках мы обычно сообщаем сразу, рассказывая об итогах полевого сезона. Но исследования, проливающее свет на историю предмета, его происхождение и назначение, часто заканчиваются лишь через несколько лет. Представляем самые интересные итоги комплексных исследований с использованием современных высокоточных естественнонаучных методов, опубликованных в 2022 г.:
Римская мозаика в новгородской подвеске
Летом 2018 г. во время раскопок на улице Знаменская в Великом Новгороде в слое XIII в. была найдена золотая подвеска с эмалевой вставкой. Чтобы изучить внутреннюю конструкцию подвески, определить технологию изготовления и состав металла и эмали, ученые провели комплексное аналитическое исследование. Съемка методом нейтронной томографии позволила построить трехмерную модель предмета, виртуально «разобрать» изделие на конструктивные элементы и установить способы их соединения. Исследование металла показало, что все металлические детали подвески выполнены в одной и той же мастерской из золота высокой концентрации. Изучение состава эмали позволило определить, что для ее изготовления была использована переплавленная смальта римских или ранневизантийских мозаик начала I тысячелетия.
На сегодняшний день существует три варианта происхождения подвески:
а) она создана в Византии; б) выполнена греческими мастерами в одном из русских городов; в) эмалевая вставка могла быть сделана в одной из мастерских Византии и привезена на Русь, где украсила золотой квадрифолий местной работы.
Кубок со змеевидным орнаментом из Крыма
В 2018 г. в женском погребении могильника Фронтовое 3 (Юго-Западный Крым) был найден стеклянный кубок, украшенный цветным орнаментом. Кубок конца II – середины III в. изготовлен из бесцветного прозрачного стекла и украшен растительным орнаментом из непрозрачного белого и полупрозрачного бирюзового стекла – стилизованными изображениями побегов и листьев плюща. Этот декор известен под названием «snake-thread decoration», «змеевидный», потому что линии орнамента напоминают извивающихся змей. Как правило, кубки с таким узором изготавливали в трех крупных стеклоделательных центрах: в Кельне, Паннонии (территория современной Венгрии) или Сиро-Палестинском регионе из высококачественного египетского сырца.
Ученые исследовали декор, форму сосуда, изучили состав стекла с помощью метода энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии и пришли к выводу, что кубок был изготовлен в одной из мастерских на периферии Римской империи. В стеклянной массе, из которой был изготовлен сосуд, мастера использовали стеклобой – как правило, такая технология применялась в мастерских, испытывавших сложности с импортом высококачественного сырья.
«Сунгирский детектив»: студент невиновен
В августе 1964 г. во время раскопок верхнепалеолитической стоянки Сунгирь под Владимиром, во время прохождения так называемого «контрольного штыка» студент-практикант задел лопатой череп. От удара лопатой череп частично раскололся. Осколки немедленно собрали, обложили досками и засыпали землей, и через неделю череп уже расчищали Михаил Михайлович Герасимов и Отто Николаевич Бадер – фигуры первой величины в отечественной антропологии и археологии каменного века.
Они заметили, что под скелетом, уровнем ниже, темнели пятна гумусированного суглинка – это указывало на то, что ниже могут быть ещё нерасчищенные находки. Теперь пространство вокруг черепа и глубже решено было раскапывать более внимательно. Но, видимо, студентам в этой истории отводилась особая роль, потому что уже другой горемыка-студент во время расчистки зацепил лопатой еще один череп. К счастью, это не привело к его разрушению: на кости осталась лишь зарубка. Череп, принадлежащий высокому мужчине лет 40, был покрыт охрой и лежал неестественно высоко относительно остальной части скелета. Когда его тщательно расчистили и промыли, то на лобной кости свода черепа в том месте, где лопата зацепила кость, открылось миндалевидное сквозное отверстие. Было решено, что это и есть след студенческой лопаты, и при камеральной обработке отверстие заполнили мастикой (смесью воска и канифоли).
Через 60 лет ученые повторно изучили череп с помощью новых методов исследования: провели компьютерную томографию, на основе полученных снимков создали трехмерную модель, участок с отверстием очистили и сфотографировали в высоком разрешении. Исследование показало, что возле отверстия в черепе есть целый ряд различный повреждений: следы, которые появились после обработки черепа мастикой, следы от расчистки погребения и удара лопаты. Но само отверстие не было результатом воздействия лопатой – это и есть след удара убийцы, от рук которого погиб древний сунгирец. Результаты трасологического анализа позволили предположить, что орудием убийства был или массивый необработанный камень, или крупное каменное орудие.
Эти данные, а также обнаруженное ранее еще одно повреждение на первом грудном позвонке позволили реконструировать картину смерти. Вероятно, сунгирец лежал или стоял на коленях. Убийца ударил его по голове орудием убийства, а затем нанес еще один удар в основание шеи (в погребении было обнаружено каменное орудие, похожее по форме на то, каким был нанесен удар). Второй удар перебил крупные кровеносные сосуды, и сунгирец скончался на месте. Увы, по-прежнему неизвестно, наступила ли эта смерть из-за социального конфликта, или она была частью ритуального жертвоприношения, но одно мы теперь знаем точно: студенты к проломленному черепу древнего сунгирца не имеют никакого отношения.
10. Издания ИА РАН
Из большого количества книг, вышедших в 2022 г. в издательстве ИА РАН, стоит отметить два сборника, обобщающих результаты многолетних проектов Института.
Так, коллективная монография «Центральный базар Болгара и его окружение (междисциплинарные исследования по материалам раскопок 2011–2019 гг.)» представляет первые итоги археологических исследований одного из основных градообразующих узлов средневекового Болгара – крытого базара, размещавшегося в самом центре города. Он находился рядом с Соборной мечетью и был предназначен для торговли наиболее дорогими товарами (тканями, мехами, ювелирными украшениями). Несмотря на то, что архитектурные остатки базара сохранились плохо, археологи смогли определить все основные узлы здания и собрать в слое, связанном с его строительством и разрушением, более двух тысяч находок. Особенную ценность изданию придают данные естественно-научных исследований, впервые проведенных в Болгаре и позволивших по-новому увидеть систему его жизнеобеспечения, окружающую природную среду, экономику Волжской Булгарии. Исследователи реконструировали природную среду и почвенные горизонты X–XV вв., проследили, как менялся рацион жителей города, как поступала и хранилась сельскохозяйственная продукция. Были изучены следы различных ремесел, состав сырцовых кирпичей и определены источники их исходного сырья.
Монография подготовлена специалистами Института археологии РАН и Института археологии им. А.Х. Халикова АН Республики Татарстан.
Сборник «Могильник римского времени Фронтовое 3: варвары на границах Империи» объединил материалы одноименной конференции, прошедшей в апреле 2022 г. в Симферополе. Сборник состоит из трех тематических разделов: исследования некрополя Фронтовое 3, синхронных ему памятникам Понто-Дунайского региона и Средиземноморья, контексту вещевого комплекса. Представленные материалы посвящены широкому кругу вопросов и позволяют получить более ясное представление о культуре древнего населения Северного Причерноморья и Римской империи в античное время и в начале Средневековья. И что особенно приятно – это очень красивое, прекрасно иллюстрированное издание.
Текст: ИА РАН
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен