Сегодня «Российские древности» снова отправляются в Сибирь, в которой в XVIII веке успел сложиться свой самобытный архитектурный стиль, который часто именуют «сибирским барокко». Мы рассказывали о храмах Иркутска (например – туттуттут и вот тут), старого СеленгинскаЕнисейскаКрасноярскаприбайкальского Селенгинского монастыря – а теперь настала пора отправиться в Томск, где сохранилась прекрасная Воскресенская церковь. 

Долгое время старый сибирский город Томск был полностью деревянным. Кирпичные («каменные») церкви в Томске начали строиться очень поздно – с середины 1770-х годов, при том что ещё в 1700-е гг. из европейской части России сюда были направлены (но, видимо, не добрались) мастера каменных дел. В короткий период было заложено несколько храмов, и строительство почти всех затянулось до 1800-х гг., так что в 1805 г. было даже заведено дело «О медленности строения томских градских церквей». Все эти «каменные» храмы по своему стилю наследуют так называемому «русскому барокко», но уже отражают веяния классицизма (время наступало такое) и вторичны по своим формам. Одни из них завершались высоким сводом с главками на высоких барабанах по углам массивного четверика – по образцу енисейской Троицкой церкви (Казанский монастырский собор, 1776–1789; Духовская церковь, 1784–1803), другие были построены восьмериком на четверике (Богоявленский собор, 1777–1817; Благовещенский «старый» собор, 1783–1807; Знаменская церковь, 1789–1810, а также Спасская церковь в одноимённом пригородном селе, 1799). 

Общей для храмов Томска была, пожалуй, только одна черта – использование барочного наличника с пятиугольным (или пятилепестковым) завершением. Наиболее ярким, хотя и не оригинальным архитектурным произведением среди названных памятников конца XVIII – начала XIX вв. можно считать томскую Воскресенскую церковь (1789–1807), точно воспроизводящую формы одноимённой тобольской, заложенной в 1759 и освящённой в 1776 году.

Тобольск. Храм Воскресения (Захарии и Елизаветы). Фото: Пётр Русанов, 1904. Источник: https://sobory.ru/photo/429142


Первая Воскресенская церковь была возведена в центральном ядре старого Томска, на Воскресенской горе, в том месте, где город был основан и откуда он начал строиться в первые годы XVII века. Именно здесь, на высоком берегу Томи при впадении в неё речки Ушайки в течение короткого сибирского лета 1604 года 120 русских, 130 эуштинских татар и 100 кетских остяков срубили первый острог.

В 1622 году в северо-восточной части Томского острога был устроен Свято-Успенский мужской монастырь, учреждённый здесь первым Сибирским архиереем, уроженцем Старой Руссы, бывшим архимандритом Хутынского монастыря архиепископом Киприаном (Старорусенковым). Соборным храмом монастыря стала деревянная Успенская церковь. В 1626 году монастырь отделился от крепости, а Успенскую монастырскую церковь, которая стала исполнять также функции приходской, переименовали в Воскресенскую. Её новое посвящение послужило основанием для названия всего окрестного района – «Воскресенская гора», а дорога (теперь улица), ведущая на эту гору, получила наименование «Воскресенский взвоз». Именно в этой церкви хранились знамёна и регалии томских полков.

Томская Воскресенская церковь. Вид с Воскресенского взвоза. Фото: Сергей Аванесов, 2013 год


Новое, «каменное» двухэтажное здание нынешней Воскресенской церкви было торжественно заложено западнее первоначального деревянного храма, к тому времени не раз горевшего, 4 / 14 февраля 1789 года. Строительство храма с 1789 по 1803 год вёл томский мещанин Иван Карпов «со товарищи». 30 июля 1803 г. было официально объявлено, что новая Воскресенская церковь «пришла в совершенное строением окончание», а 18 октября того же года престол на первом этаже был освящён собором томского духовенства по иерейскому чину в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Через несколько дней после этого события прежний ветхий деревянный храм был разобран, вывезен на берег Томи и подвергнут «кремации»: его полностью сожгли, а пепел развеяли по ветру над рекой. Ещё около четырёх лет ушло на обустройство второго этажа нового храма. 16 июня 1807 г. был освящён верхний престол в честь Успения Божией Матери.

Воскресенская церковь. Вид с востока. Фото: Сергей Аванесов, 2014 год


Как и все русские храмы с подобным наименованием, Воскресенская церковь Томска освящена не в честь праздника Пасхи (Воскресения Христова), а в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме («Воскресения Словущего»).

Икона «Обновление храма Воскресения Господня в Иерусалиме». Нач. XIX в. Москва, Государственный музей-заповедник «Коломенское». Инв. № Ж 817. Источник: https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=6357


Этот праздник установлен в память о завершении строительства и освящении храма Воскресения в составе иерусалимского комплекса Гроба Господня 13 сентября 335 г. Только один этот храм, находящийся в центре христианского мира, посвящён непосредственно Воскресению Христа, случившемуся как раз на месте его возведения. Все остальные Воскресенские храмы  названы в честь иерусалимского прототипа, известного («словущего») именно своим исключительным посвящением и своим уникальным расположением. Таким образом, томская Воскресенская церковь – это архитектурная аллюзия на храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Вид на Воскресенскую церковь с севера, с Кузнечного взвоза. Фото: Сергей Аванесов, 2015 год


Архитектура Воскресенской церкви характерна для своего времени и места. Её особенностью на фоне региональных построек можно считать стройный высотный силуэт, завершение колокольни акцентированным шпилем, сложную форму глав. Общий декор экстерьера вполне вписывается в сложившуюся традицию сибирского монументального зодчества конца XVIII – начала ХIХ в. Несомненно, Воскресенскую церковь можно отнести к лучшим экземплярам так называемого «сибирского барокко». Что же это за стиль?

Прежде всего, само понятие русского (московского, нарышкинского) барокко весьма условно: тот стиль, который обычно именуют этим понятием (теперь всё реже и реже), не имеет почти ничего общего с настоящим европейским барокко, возникшим в Италии в XVI веке. К русскому барокко относят сакральные постройки, сооружённые начиная с 1680-х годов до конца первого десятилетия XVIII века в Москве; в дальнейшем этот архитектурный стиль распространился на огромные территории России и продолжал использоваться (например, в Сибири) даже в начале XIX века.

Для этого условного «русского барокко» были характерны некоторые особенности, ярко отличавшие его от более ранней отечественной архитектуры: подчёркнутый динамичный вертикализм, ярусность построения объёма, ордерная проработка фасадов, обильный, яркий и акцентированный внешний декор (особенно вокруг оконных проёмов), сочная цветовая гамма, гранёная (как правило) форма глав. К типичным образцам названного стиля относят такие разные храмы, как церковь Покрова в Филях (1694), церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах (1697), Троицкая церковь в Троице-Лыкове (1698), надвратная церковь св. Иоанна Предтечи в Троице-Сергиевой лавре (1699), храм свв. Бориса и Глеба в Зюзине (1704). При этом многие специалисты подчёркивают стилистическую связь «московского барокко» с русским узорочьем XVII века, с архитектурой Нового Иерусалима патриарха Никона и даже с русским деревянным зодчеством.

Воскресенская церковь в Томске. Западный портал. Декоративная розетка над входом в храм. Фото: Сергей Аванесов, 2014 год


Что же надо понимать под «сибирским барокко»? Споры на эту тему начались достаточно давно и продолжаются по сей день. По одному из определений (Д. А. Болдырев-Казарин, Т. С. Проскурякова), это «общерусское» барокко, дополненное деталями китайской и монгольской «буддийской» архитектуры на Востоке (Иркутск) и декоративными элементами «остяцкого, татарского и бухарского» происхождения на Западе (Тобольск, Тюмень). Другие исследователи отмечали явные признаки влияния на сибирский стиль традиций зодчества Вятки, Тотьмы и Великого Устюга (Б. И. Оглы). Л. К. Масиель Санчес отмечает сильное влияние на западный вариант «сибирского барокко» нарышкинской и украинской традиций, а восточный определяет как «устюжский вариант нарышкинского стиля с привнесением отдельных украинских и местных деталей»; архитектурный стиль храмов центральной Сибири (Томск, Красноярск) исследователь характеризует как «нарышкинский стиль в уральском варианте». По мнению Е. И. Кириченко, «сибирское барокко» представляет собой последнюю ветвь поствизантийской архитектуры, соединяя в себе элементы допетровского зодчества (контрастные объёмы, пятиглавие) с западными ре­нессансными традициями (элементы ордерной системы) и ба­рочными формами (богатый декор фасадов). Известный историк сибирской архитектуры С. Н. Баландин определял стилистику сибирских храмов как «ретроспективный декоративизм», т. е. как отсылку к российскому «узорному» зодчеству XVII века.

Воскресенская церковь. Северный фасад. Окно первого этажа. Фото: Сергей Аванесов, 2014 год


Планировочная структура Воскресенской церкви традиционна – храм с апсидой, трапезная, колокольня; с западной стороны здание дополняет притвор с папертью. Апсида очерчена сложным абрисом. Храм и трапезная имеют одинаковые габариты в плане. Паперть и притвор с лестницей в верхний храм пристроены позднее, в конце ХIХ в., за счёт чего здание приобрело дополнительное своеобразие и завершённость по продольной оси.

В объёмно-пространственной структуре церкви выделяются два вертикальных композиционных акцента – храм и колокольня, объединённые расположенным между ними более низким объёмом – трапезной. Высокий, двухсветный четверик храма завершается пятью восьмигранными барабанами с главами, образующими ярко выраженную ярусную композицию. Купола Воскресенской церкви, стоящей на высоком речном мысу, были видны со всех концов Томска, и особенно хорошо – с реки Томи.

Воскресенская церковь. Вид с запада. Фото: Сергей Аванесов, 2009 год


Церковь Воскресения Словущего занимала прочные позиции в культурной жизни горожан. Огромную роль в строительстве и последующем содержании храма по традиции играло местное купечество – ядро делового сословия региона. За состоянием храма следили прихожане во главе со старостой, которого избирали сроком на 3 года. Обычно старостой становился состоятельный купец, готовый из своих средств поддерживать храм и приход. Если при старосте дела шли хорошо, его могли переизбрать на новый срок. Рекордсменом тут является томский купец II гильдии Аким Акимович Пилясов, который полностью финансировал хозяйственные нужды храма: его избирали старостой шесть раз подряд. В 1894–1895 гг. при старосте А. Е. Кухтерине верхний этаж храма был отремонтирован, в нём были установлены печи, поставлен новый иконостас. Компания «Евграф Кухтерин и сыновья» построила для церковного причта два дома. С 1892 года при храме действовало попечительство о бедных. В 1896 г. была открыта приходская школа, в которой обучалось до 90 детей. Работала приходская библиотека, в которой насчитывалось около 100 книг.

Воскресенская церковь на закате. Фото: Сергей Аванесов, 2006 год


На исходе XIX века в церковной ограде, к западу от здания храма была возведена звонница, на которую 19 декабря 1897 г. был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова. Колокол, пожертвованный по обету томским купцом А. А. Васильевым, был украшен горельефами, изображающими евангелистов, имел диаметр более четырёх метров и весил 1000 пудов (16640 кг). Среди горожан он был известен как «томский царь-колокол».

Воскресенская церковь и звонница для царь-колокола (1897). Дореволюционная фотография. Источник: Безруких 2005, 141


После прихода к власти большевиков Воскресенская церковь была национализирована и передана в пользование приходской общине. С 1922 года приход подчинялся обновленческому Епархиальному управлению, но затем перешёл под управление канонического Томского архиепископа Димитрия Беликова. Начиная с 1928 г. храмом пользовались одновременно представители нескольких православных юрисдикций – и канонических, и обновленческих.

Воскресенская церковь. Второй этаж. Интерьер. Фото: Александр Рауш, 2022. Источник: https://elib.tomsk.ru/purl/1-39789/


Зимой 1930 года томский царь-колокол был снят со звонницы, разбит на куски и вместе с колоколами других городских церквей отправлен на переплавку. По сохранившимся рассказам очевидцев, снятие колокола происходило вечером во время службы, в лютый мороз. Активисты начали ломать звонницу, чтобы сбросить колокол на землю. Прихожане, услышав шум, вышли во двор и обступили колокол, закрывая его своими телами. Когда их попытались оттащить, они начали прикладываться к нему губами, примерзая к ледяному металлу. Тогда их стали отрывать от колокола с кровью.

Летом 1936 г. Томский городской совет, «идя навстречу требованиям трудящихся масс», предложил закрыть Воскресенскую церковь. Президиум Западно-Сибирского крайисполкома 20 июля 1936 г. поддержал это предложение и постановил закрыть храм. К осени того же года храм был «освобождён» от верующих. После закрытия храма в его здании помещалось общежитие строителей, потом гараж промысловой кооперации, зерносклад и даже тир НКВД.

Вид Воскресенского храма с улицы Бакунина (бывшей Ефремовской). Фото: Сергей Аванесов, 2002 год


В 1940 году неугомонные воинствующие атеисты предприняли попытку разрушить храм, однако не смогли даже снести кресты. Начали с главного креста, но канат, наброшенный на него, дважды обрывался. При втором порыве вместе с канатом с высоты центрального купола сорвался один из незадачливых разрушителей, однако чудесным образом остался жив. После этого события у атеистов пропала охота бороться с религиозным дурманом, и они ретировались, ограничившись разрушением деревянной церковной ограды. Последствия этого нападения видны до сих пор: крест центральной главы заметно отклоняется от вертикали (как бы «кланяется») в сторону востока.

С 1945 г. здание Воскресенской церкви занимали Архив Дальнего Востока и Центральный государственный архив Томской области. Это спасло храм от разрушения в послевоенные годы. В конце 1970-х гг. Министерство культуры РСФСР по ходатайству местной власти выделило средства на реставрацию храма как уникального памятника сибирского зодчества. Реставрация, производившаяся в начале 1980-х гг., коснулась только внешней поверхности церкви и её куполов: внутри хранились ценные архивные документы. Заодно была восстановлена церковная ограда и благоустроена прилегающая территория.

Вид на Воскресенскую церковь со стороны Октябрьского (Воскресенского) взвоза. Фото: Сергей Аванесов, 1982 год


В 1995 году храм Воскресения был передан Русской Православной церкви. Содержимое архива было вынесено томскими семинаристами, погружено на транспорт и отправлено во Владивосток. 16 августа 1995 г. храм был заново освящён, а 5 апреля 1996 г. на колокольню подняли комплект новых колоколов, отлитых в Воронеже; на каждом из семи этих колоколов – надпись «От Лидии и Василия» (это всё, что известно о жертвователях).

Подъём к Воскресенской церкви с Кузнечного взвоза. Фото: Сергей Аванесов, 2006 год


После возобновления богослужений было изменено посвящение престолов: верхний теперь посвящён Обновлению иерусалимского храма Воскресения, нижний – Успению Богородицы. Служба в престольный праздник Воскресенской церкви – Память Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме 13 /26 сентября – совершается по Пасхальному чину. В этом уставная особенность томской церкви, как, впрочем, и всех православных церквей с аналогичным посвящением. Вторым престольным праздником храма, соответственно, является Успение Пресвятой Богородицы.

С 2001 года в Томске был организован сбор добровольных пожертвований на отливку нового «царь-колокола». К делу активно подключилось Томское землячество в Москве. Заново на старом месте была возведена звонница. Колокол отлили в Воронеже, и 19 августа 2004 г., на праздник Преображения Господня, его доставили в Томск. «Царь-колокол» был поднят на звонницу и 3 сентября 2004 г. своим звоном положил начало празднованию 400-летия Томска.

Новый «царь-колокол» Воскресенской церкви. Фото: Сергей Аванесов, 2006 год


Воскресенская церковь – памятник архитектуры федерального значения – являлась одной из основных доминант исторической городской застройки. Она состояла в оптической связи с другими «барочными» храмами Томска (Богоявленским кафедральным собором, Казанским собором Богородице-Алексиевского монастыря на Юрточной горе, Благовещенским «старым» собором, храмом Сошествия Святого Духа на Песках), образуя вместе с ними визуальный каркас старого города. Сейчас этот каркас почти разрушен: некоторые храмы утрачены, новая застройка обрывает визуальные связи между культурно-символическими доминантами, что ведёт в необратимой деградации ансамбля исторического центра Томска.

Вид на Воскресенскую церковь с колокольни Богоявленского собора. Фото: Сергей Аванесов, 2006 год


Текст: Сергей Аванесов

Литература:

Безруких О., прот. Православные храмы Томска. Томск, 2005.

Бойко В. П., Ситникова Е. В., Богданова О. В., Шагов Н. В. Формирование архитектурного облика городов Западной Сибири в XVII – начале ХХ в. и местное купечество (Тобольск, Тюмень, Томск, Тара, Омск, Каинск). Томск: Изд-во ТГАСУ, 2017. [ес]

Гуменюк А. Н., Ляликов И. В. «Сибирское барокко» в архитектуре малых городов Западной Сибири XVIII – начала XIX вв. // Омский научный вестник. 2014. № 4 (131). С. 181–190.

Масиель Санчес Л. К. Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Москва, 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *