Первая (и пока что единственная) экспедиция портала в Крым состоялась в феврале прошлого года. Мы отсняли много памятников, но весьма немного пока написали о них: знаменитая фреска из Чембало, феодосийский храм, храм у горы Килиса-Кая, мавзолей Джанике-Ханым да Кутлакская крепость. Но нужно исправляться, и, как бы страшно ни было, приступать к памятникам одного из крупнейших и сложнейших археологических комплексов России и мира – Херсонеса, что в переводе с греческого означает «полуостров». Тем более, что именно тут начинал свою археологическую историю главный редактор портала, а поэтому мы начнем наш рассказ с памятника, в котором он и был посвящен в археологи: базилики в базилике.
Но давайте сначала разберемся с термином «базилика». Само слово βασιλική означает «дом базилевса» или «царский дом». Сам тип прямоугольной постройки, разделенной на, чаще всего, нечетное количество внутренних членений-нефов (от латинского navis – корабль) появился еще в древней Греции и Риме, но в Константиновской архитектуре и вообще в Византии раннего времени они стали традиционными. И именно базиликами (с куполом, но чаще – без) были многие византийские христианские храмы (в скобках отметим, что, как показали новейшие исследования, самый первый каменный древнерусский храм, построенный после крещения Руси, Десятинную церковь, хоть и начинали строить как крестово-купольную постройку, в итоге сделали базиликой).
Что же такое херсонесская «Базилика в базилике». На самом деле у этого памятника (а точнее – разновременного комплекса памятников) есть несколько названий. В документах императорской Археологической комиссии она носит название «Базилика №15», в реестре памятников культуры – «базилика 1889 года». Последнее название тоже традиционно – в 1889 году этот памятник, открытый еще в 1827 году в квартале XLIII первыми научными раскопками Херсонеса морским офицером лейтенантом Крузе (о нем мало что известно – фамилия в разных документах пишется и Крюзо, и Крузо, а инициалы – Г., Н. и К), исследовал один из крупнейших археологов Херсонеса за все времена, Карл (он же Николай) Казимирович Косцюшко-Валюжинич, действительный член Императорской Археологической комиссии, создатель херсонесского «Склада местных древностей».
Затем в 1971-1974 годах ее дообследовал Станислав Рыжов – еще один легендарный человек в истории изучения Херсонеса.
И это действительно два храма, один в другом. Но не потому, что их так построили. Первую, побольше, размером 18х16 метров, построили, по-видимому, в VI веке – не раньше царствования Юстиниана I – под мозаичным полом среднего нефа найдены две бронзовые монеты, отчеканенные в его правление (527-565 гг).
Эта большая трехнефная базилика, с севера к которой пристроена галерея с баптистерием (крещальней). Нефы разделяли колоннады по пять колонн в ряду. Мозаика покрывала весь пол храма, возможно, были и хоры сверху – от них сохранились две колонны меньшего диаметра. Раньше мозаики экспонировались на месте, но затем были перенесены в крытый павильон.
Мозаика центрального нефа открывалась древнегреческой надписью «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Судя по всему, храм просуществовал около 400 лет, после чего разрушился и на его руинах в центральном нефе выстроили второй, тоже трехнефный храм, размерами 16х10 метров. Строительным материалом стали обломки предыдущей постройки. Здесь уже в рядах колонн было по три колонны. В полу храма устроили гробницы.
К северной стене поздней базилики примыкали целых 12 маленьких помещений и открытая галерея, перекрытие которой опиралось на пять колонн, а с южной стороны ближе к востоку соорудили часовню с усыпальницей в нижнем этаже. Туда вел низкий и узкий вход.
Второй храм просуществовал не позже конца XIV века и погиб в огне, после чего уже не восстанавливался. Сейчас то, что от него осталось, вошло в комплекс музея-заповедника «Херсонес-Таврический». Ну а для автора этих строк храм – дважды сакральное место.
Летом 2000 года за месяц до своей трагической гибели херсонесский археолог Дмитрий Коробков на алтаре этого храма посвятил в археологи трех новичков, одним из которых был и нынешний главный редактор портала «Российские древности» Алексей Паевский.
Посвящается памяти Дмитрия Коробкова
Текст: Алексей Паевский