Сегодня мы с порталом «Российские древности» отправимся почти в самый центр Великого Новгорода, где у известного кафе «Сказка» неподалеку от Детинца расположена очень красивая, но одна из самых малоописанных церквей Новгорода. Удивительно, но при том, что с 1992 года этот храм включен в число объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, про него не написано ни одной популярной книжки, как это сделано про многие памятники Великого Новгорода, ему не посвящено ни одной (!) специальной научной статьи. Удивительная история! Итак, давайте знакомиться – храм священномученика Власия, епископа Севастийского, что на Волосовой улице.
Этот текст продолжает наш проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».
Вид с юго-запада. Фото Алексея Паевского, 2015 год
И, прежде чем мы перейдем к не очень пространному описанию самого храма, нам сперва стоит поговорить о двух других темах: о посвящении храма и о посвящении древней новгородской улицы. И начнем с последнего.
Дело в том, что с легкой руки академика Бориса Рыбакова, написавшего две, скажем так, очень спорные книги о язычестве древних славян и древней Руси, стали безапелляционно повторять за ним, что «христианской заменой Волоса был святой Власий и на этой Волосовой улице, очевидно, в давние времена поставлена церковь святого Власия», пишет исследователь в книге «Язычество древней Руси». И вот уже тот же Михаил Мильчик в прекрасном фундаментальном каталоге памятников древненовгородской архитектуры прямо пишет, не ссылаясь ни на какой источник – просто как на общеизвестный, давно установленный и неоспоримый факт: «Когда-то на этом месте существовало древнеславянское языческое капие «скотьего» бога Велеса или (Волоса)».
Вид с запада. Фото Алексея Паевского, 2021 год
Действительно, мы знаем о славянском божестве Волосе (Велесе) – при этом некоторые исследователи даже разделяют «скотьего бога» Волоса и «русского демона» Велеса, видел эту связь и Николай Костомаров: ««Волосова улица <…> напоминает древнее божество Волоса, которому, вероятно, в языческие времена происходило поклонение и где впоследствии поставили церковь святого Власия, по созвучию имени этого святого с именем языческого божества».
Есть и другое мнение – дескать улица названа по имени церкви Власия, известной с XII века.
Фото Алексея Паевского, 2015 год
Да, гипотеза Рыбакова красивая. Такая же красивая, как многие языковые построения Носовского и Фоменко, но есть несколько «но». И главное из этих «но» — то, что археологические исследования, густо проводившиеся здесь, никакого святилища Волоса (и вообще никакого) здесь до сих пор не обнаружили (схожая картина, к слову, была и в Перынском скиту, когда археолог Валентин Седов раскопал нечто, сразу же – по причине названия «Перынь» приписанное святилищу Перуна, однако последующие раскопки показали, что это больше похоже на группу сопок – захоронений древних славян, позже срытую). Давайте обратимся к фундаментальному исследованию «Архаическая топонимия новгородской земли», вышедшему в 2005 году:
«Вместе с тем сейчас стало очевидным, особенно в условиях, когда связь с языческим Волосом археологически не прослежена, что теонимическое объяснение не единственно: следует считаться также с возможностью деантропонимного образования, на что указывал М.Х.Алешковский, который отнес данный урбаноним к патронимической группе: «Волосова улица древнее Власьевской церкви, названной не по ее имени, так как она стоит в конце, а не в начале улицы – имя Волоса было широко распространено среди новгородцев». Действительно, название улицы по мужскому имени Волос легко укладывается в топонимию Новгорода (например, известная Людогоща улица по имени Людогост). А уж Волосов в именах новгородцев источники знают предостаточно. Среди Волосов и Волосовиче, известных в Новгороде есть и купцы, и даже игумен Антониева монастыря. И тут «Волос» означает волос человека, а не бог Волос, конечно. «Разумеется, большинство подобных названий не имеют к языческому личн. Волосъ никакого отношения: это те, которые основаны на омонимичной народной форме христ. Власий либо содержат в исходе прозвище Волос, равное сущ. волос.» — пишет Валерий Васильев в своей монографии.
Вид с северо-востока. Фото Алексея Паевского, 2022 год
Так что в названии улицы у нас не все так однозначно, как пишет (писал) Борис Рыбаков. Что же касается самого Власия, то это очень давний святой. Св. епископ Власий (Άγιος Βλάσιος) жил в городе Севастия в римской провинции Каппадокия в Малой Армении. Сейчас это турецкий город Сивас. Согласно Житию, Власий утешал христиан во время Великого гонения при императоре Диоклетиане, посещал будущих мучеников в темницах, был сам гоним и в итоге был казнен по приказу правителя Агриколы около 316 года нашей эры. Почитание Власия началось на Руси сразу после Крещения: храм Власия был поставлен уже Владимиром на Подоле.
Св. Власий. Икона XVII в.
Деревянную Власьевскую церковь в Новгороде источники знают с 1111 года, в 1184 и 1379 году были выстроены новые деревянные здания. Каменный храм здесь появился в 1407 году стараниями жителей Людина (Гончарного) конца – именно он и сохранился до наших дней.
Иллюстрация из книги «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области». Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008
Это типичный новгородский храм, как принято говорить, уличанского жанра. Квадратный (12,2х12,2 метра без апсиды) крестовокупольный храм с четырьмя квадратными в плане столбами и одной главой. Угловые части храма перекрыты так называемыми «ползучими» — полукоробовыми сводами. Вся западная треть церкви занята хорами на сводах – туда раньше вела каменная лестница в северо-западном углу здания (не сохранилась). В храме было четыре портала – с севера, с юга и два портала с запада, а также западный притвор во всю ширину храма. Увы, сейчас от притвора остались жалкие фрагменты.
Апсида храма. Фото Алексея Паевского, 2021 год
Восстановленное трехлопастное покрытие. Фото Алексея Паевского, 2021 год
Зондажи на западном фасаде. Фото Алексея Паевского, 2021 год
Храм дошел до нас не очень в хорошем состоянии и не целиком. В XVII веке храму переделали перекрытие: трехлопастное заменили более простым восьмискатным (так поступили и с некоторыми другими новгородскими храмами). В 1775 году рядом появилась трехъярусная колокольня, а притвор стал теплым приделом. В 1852 году – новый «ремонт»: древние своды и барабан разобрали, храм получил деревянный барабан и два южных поддерживающих контрфорса.
Храм до революции
Снимок 1941 года с немецкого аукциона
Храм перед реставрацией
А во время Второй мировой войны церковь снова разрушили: он снова лишился барабана и главы, разрушился западный придел, в стенах зияли пробоины от снарядов, рухнула средняя часть основной западной стены. В 1940-1950-х годах притвор и колокольню разобрали, шла речь и о разборке всего храма, но это предложение вызвало возмущение общественности. В 1954-1956 году архитекторы Д.М. Федоров и Л.Е. Красноречьев обмерили и изучили храм, составив проект реставрации почти утраченного памятника почти в первоначальных формах.
Удалось найти следы трехлопастного завершения – и восстановить их, воссоздать барабан с главой – по аналогиям, восстановить по сохранившимся следам хоры и арку над ними, перспективные порталы, элементы украшения фасадов храма. Над северным порталом сохранилась ниша с остатками фрески «Священномученик Власий».
Сейчас церковь не используется никак – что достаточно печально, равно как и то, что доступных для гостей города материалов о ней почти нет. Мы постарались хоть немного исправить эту ситуацию.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен
Литература:
Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008
Алешковский М. Х. Социальные основы формирования территории Новгорода IX-XV вв. // Советская археология. 1974. № 3. С. 102.Васильев В. Л. Архаическая топонимия Новгородской земли (Древнеславянские деантропонимные образования). Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2005. С. 352-354.
Предыдущие выпуски проекта:
Выпуск 1: Софийский собор
Выпуск 2: храм Бориса и Глеба в Плотниках
Выпуск 3: Николо-Вяжищский монастырь
Выпуск 4: храм Святого Мины в Старой Руссе
Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище
Выпуск 6: храм Ильи на Славне
Выпуск 7: храмы на Городище
Выпуск 8: храм Николы на Липне
Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу
Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря
Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря
Выпуск 12: церкви Георгия и Благовещения в Старой Руссе
Выпуск 13: церковь Сергия Радонежского в Детинце
Выпуск 14: церковь Федора Стратилата на Щиркове улице
Выпуск 15: башня Кокуй Новгородского Детинца
Выпуск 16: Николо-Косинский монастырь под Старой Руссой