Сегодня мы вместе с порталом «Российские древности» снова окунемся в древности новгородские. Ныне мы отправимся в Зверин монастырь, к памятнику, который обязан новгородской трагедии – эпидемии чумы 1466 года, к последнему датированному храму независимого Новгорода – церкви Симеона Богоприимца. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, Новгородского музея-заповедника, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».
Когда возник Зверин монастырь, о котором еще пойдет речь в отдельной статье, достоверно неизвестно. Он существовал уже в 1148 году. К тем временам, о которых мы поговорим сегодня, в обители уже стояла (и стоит поныне) церковь Покрова, ставшая каменной в 1399 году. Итак, XV век, год 1466-й.
Именно в этот год до Новгорода снова докатилась чума. «Мор желвою или железою» унес жизни приблизительно 56 000 жителей вольного города. И вот по обету во избавление от этой напасти, в монастыре был построен деревянный храм. Во время молитвы архиепископ Иона услышал глас, который повелевал построить церковь в монастыре, где была обустроена скудельня – общая могила для умерших в эпидемию. То есть – в Зверине. Храм выстроили 1 октября 1467 года, он был «обыденным» — то есть построенным в один день. Правда, эпидемия прекратилась только в марте, тем не менее, ровно через год деревянный храм во имя Симеона Богоприимца был не только уже заменен на каменный, но и расписан и освящен. Так в Великом Новгороде появилась уникальная церковь.
«А на ту же весну месяца июня того же лета свершиша церковь камяну Семеона Богоприимца, и священа на Покров Святей Богородици, октября в 1 день, на память святого апостола Анании, повелением и тщанием архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыки Ионы и всего Великого Новагорода во славу Богу и святым его угодникам», — сообщает летопись Авраамки.
Кстати, ничего странного не заметили? «На весну месяца июня!» Но тут все честно – лето начиналось с летнего солнцестояния, июнь мог быть и весной.
Интересно, что в диаконнике прямо на фреске тоже сохранилась пространная запись-граффити XVII века о предыстории создания храма:
«В лето 6975 бысть мор въ Великом Новигороди, въ Старыя Русы и в Новой, и во всех пятинах Новгородцькой области. В Неревском конци за городом во Звиринцы монастыри у Покрова Богородицы бысть скуделня велия близ церькви. Божьим попущением преставилось в Великом Новигороди от смертоносныя язвы 48482 человеки, а монастырех игуменов и старцов и в девичьих игуменей и стариц и крестиан 7652 человики. И в то поветрие явись на сем мисти на скуделни образ Симион Богоприимец. Аще бы не было б явления святаго Семиона было бы мерзость и запустение граду и всем пяти пятинам, да извисно написано в книги в часословцы подлинно. Богу нанему слава во векы аминь. Лита 1661».
Впрочем, с точки зрения архитектуры перед нами типичный небольшой монастырский новгородский храм XV века. Прямоугольная одноглавая постройка с одной высокой полукруглой апсидой. Фасады разделены узкими лопатками на три прясла, подцерковье отделено деревянным перекрытием. Четыре столба храма в подцерковье – квадратные в плане, а в основном объеме ситуация интереснее: западные столбы скруглены на высоту человеческого роста, а восточные (на которых размещался иконостас) – лишь с востока. Выше же все столбы снова становятся квадратными.
В 1960-1970-х годах церковь отреставрировал Григорий Штендер. Частично в проекте реставрации автор сохранил элементы XVII века – завершения фасадов – и XVIII века – завершение главы. Кроме того сохранилась и западная пристройка XIX века.
До нас дошло акварельное изображение храма на середину XIX века, вы можете увидеть, как церковь Симеона Богоприимца выглядела снаружи более полутора веков назад.
Но то — снаружи. Схема росписи поминального храма уникальна для древнерусского искусства и крайне редка вообще: это просто христианский календарь, месяцеслов, начинающийся с 1 сентября. Годовой помянник умерших в страшную эпидемию.
Каждый новгородец мог прийти в храм и помолиться конкретному святому за умершего родственника или близкого человека. Всего в храме было около 400 поясных фигур и 33 ростовые фигуры в росписи церкви (из последних мы отметим ктиторскую фреску архиепископа Ионы с моделью храма в руках).
Росписям церкви Симеона Богоприимца мы посвятим отдельную статью нашего портала.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен
Предыдущие выпуски
Выпуск 1: Софийский собор
Выпуск 2: храм Бориса и Глеба в Плотниках
Выпуск 3: Николо-Вяжищский монастырь
Выпуск 4: храм Святого Мины в Старой Руссе
Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище
Выпуск 6: храм Ильи на Славне
Выпуск 7: храмы на Городище
Выпуск 8: храм Николы на Липне
Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу
Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря
Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря
Выпуск 12: церкви Георгия и Благовещения в Старой Руссе
Выпуск 13: церковь Сергия Радонежского в Детинце
Выпуск 14: церковь Федора Стратилата на Щиркове улице
Выпуск 15: башня Кокуй Новгородского Детинца
Выпуск 16: Николо-Косинский монастырь под Старой Руссой
Выпуск 17: церковь Власия на Волосовой улице
Выпуск 18: Михайло-Клопский монастырь
Выпуск 19: церковь Успения на Торгу
Выпуск 20: церковь Андрея Стратилата
Выпуск 21: храм 12 апостолов на Пропастех
Выпуск 22: Воскресенский собор в Старой Руссе
Выпуск 23: церковь Георгия на Торгу
Выпуск 24: Лихудов корпус
Выпуск 25: церковь Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице
Выпуск 26: звонница Софийского собора