В наших новгородских путешествиях мы уже не раз обращались к Ярославову Дворищу на Торговой стороне Великого Новгорода, куда можно попасть, просто перейдя Волхов по пешеходному мостику из Кремля. Мы уже рассказали о Николо-Дворищенском соборе, замечательном памятнике Смоленского зодчества – церкви Параскевы Пятницы, а также о первом датированном храме Новгорода после присоединения его к Москве – храму Жён Мироносиц. Сегодня же мы вместе с совместным проектом нашего портала и Новгородской области при поддержке губернатора Андрея Никитина и АНО «Русь Новгородская» поговорим об еще одном храме Торга, который находится в некоторой тени этих первоклассных памятников, потому что он представляет собой комбинацию двух эпох: снизу XIV век, сверху – XVIII. Итак, церковь Георгия на Торгу.

Этот храм расположен неподалеку от церкви Иоанна на Опоках (о ней речь еще впереди) и, как и этот памятник, впервые построена по заказу князя Всеволода Мстиславовича еще до боярской революции 1136 года , когда князя изгнали из Новгорода. Первое упоминание храма относится к 1133 году, когда церковь выстроена в дереве. За ней последовала череда других деревянных церквей, которая завершилась постройкой каменного здания в 1356 году.

Заказчиком уже был не князь, а жители Лубянки. Точнее – Лубяницы. Так называлась средневековая улица Новгорода, идущая от Торга к Окольному городу. Мы знаем ее с 1196 года, с упоминания жившего на ней мастера Корова Яковлевича, который выстроил монастырскую церковь Кирилла на Нелезене острове (к слову, собор простоял до Великой Отечественной войны, когда был разрушен. Сейчас труднодоступные руины монастыря «стремительно археологизируются»).

Но вернемся к зданию 1356 года. Это был классический «уличанский» новгородский храм на подклете. Напомним, что для Торга, да и для всего торгового города такие «личные», а точнее – «корпоративные» храмы, заказанные вскладчину жителями улицы, часто объединенными определенным видом хозяйственной деятельности – это не только «клуб» и молитвенное место, но и сейф, несгораемый шкаф, в подклете которого можно хранить ценный товар – шансы уцелеть в городском пожаре возрастают.


Четырехстолпный, с одной круглой апсидой, храм Георгия на Торгу с небольшими переделками прошел множество пожаров, выдерживая их четыре столетия. В 1745 году после очередного пожара верх церкви обрушился, и в 1750-1754 году храм «выстроили заново». Получился классический для XVIII века «восьмерик на четверике» из кирпича, увернчанный главкой, хотя как оказалось, от церкви XIV века исчезло далеко не все.


В 1970-е годы Тамара Гладенко провела обследование храма, и выяснила, что от первого каменного храма осталось многое. Фундамент из булыжника, цоколь, выложенный из серой известняковой плиты, вся апсида и стены, выложенные из известняка и ракушечника на высоту до 4,5 метров. Более того, в подклете сохранилось четыре квадратных столба XIV века.

Храм имеет длительную историю перестроек и пристроек. Мы знаем, что уже в древности с севера к церкви примыкал придел Косьмы и Дамиана (он известен как минимум с 1617 года), с запада к церкви примыкали два притвора с приделом Бориса и Глеба. Один из притворов существовал с XIVвека, затем в 1541 году он обрушился («засыпался») и был перестроен.

С юга примыкала паперть с колокольней (1820-е годы), а с юго-востока в 1832 году пристроили каменную часовню с мощами местного юродивого св. Федора. В 1912 году колокольню заменили новой.

В Великую Отечественную храм достаточно сильно пострадал. Стены и своды оказались пробиты снарядами, почти полностью исчезла кровля.


Храм пришлось восстанавливать, реставрировать – а затем проводить раскопки. Сейчас церковь восстановлена на два периода: верхняя часть демонстрирует нам XVIII век, нижняя показывает кладку XIV века. Раскопки показали сохранившиеся части пристроек, которые законсервированы.
Храм не действует. Еще недавно там выставлялись собранные фрески храма Спаса на Ковалеве, но сейчас эти фрески вернулись туда, где их и написали.
Текст: Алексей Паевский