Северный микрорайон Великого Новгорода Деревяницы расположен вдали от традиционных экскурсионных маршрутов. В XIV веке здесь, на правом берегу Волхова при впадении в него речки Деревяницы, был основан монастырь. В нем находили покой новгородские владыки; хранилась принесенная с Афона чудотворная икона Богородицы; строились необычные храмы. Посещением «Российскими древностями» строений этого монастыря мы продолжаем проект «Новгородские древности», который реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, Новгородского музея-заповедника, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».
 

Основание Деревяницкого монастыря связано с именем архиепископа Новгородского святителя Моисея (?–1362). Святитель Моисей (Митрофан) происходил из знатной новгородской семьи. Монашество миру он предпочел, едва выйдя из отроческого возраста. Со временем он стал настоятелем Юрьевского монастыря, откуда был избран на Новгородскую кафедру. В 1330 году, оставив кафедру, ради подвижничества удалился в пустынное место на Деревянице, где и основал монастырь. Согласно новгородским летописям, по воле Моисея в 1335 году здесь был возведен каменный собор в честь Воскресения Христова, а также каменный же храм в честь Успения Богородицы (год постройки неизвестен). В 1348 году архиепископ Василий, занимавший в то время Новгородскую кафедру, повелел расписать собор Воскресения Христова.

Фрагменты фресок 1348 года. Фото Т.Ю. Царевской. Из статьи Антипова И.В., Булкина Вал. А, Жервэ А.В. Воскресенская церковь Деревяницкого монастыря 1335 г.// Российская археология, 2020, №1

Забегая вперед, скажем, что оба храма не сохранились, однако собор Воскресения Христова 1335 года мы можем представить благодаря археологическим раскопкам 2013-2015 годов. По их данным он представлял собой небольшую четырехстолпную одноапсидную постройку – одноглавую, с широким притвором с западной стороны и достаточно сильно выступающей на восток апсидой. Археологи обнаружили фрагменты стеновой росписи с деталями одежд (например, крестчатых риз святителей), орнаментами, фоновыми покрасками, живописными надписями, надписями-граффити, миниатюрным ликом в трехчетвертном повороте. Всего было собрано около 60 тысяч фрагментов фресок. Доктор искусствоведения Татьяна Юрьевна Царевская полагает, что часть обнаруженных фрагментов относится к сюжету «Служба святых отцов», традиционному для росписи алтаря.

Фрагмент кирпича с росписью 1348 года. Найден при раскопках храма Воскресения Христова. Новгородский музей-заповедник

Деревяницкий монастырь практически с первых десятилетий своего существования находился в тесной связи с Софийским домом (местопребыванием и вотчиной новгородских владык, названным так по имени Софийского собора): здесь во «владычных хоромах» (кельях) жили ушедшие на покой архиепископы, здесь в соборе Воскресения Христова погребали некоторых из них.

Из летописного сообщения от 1414 года известно, что во время случившегося в монастыре пожара «церковь камена святая Богородица огоре», пострадали и другие постройки. Но «иждивение доброхотных дателей» позволило все восстановить. В 1538 году монастырский архитектурный комплекс дополнила деревянная, с «трапезою», церковь во имя Николая Чудотворца.  

Оклад хранившейся в монастыре иконы Божией Матери Коневской. Конец XVII века. Новгородский музей-заповедник

В 1581 году в связи с Ливонской войной и захватом Швецией русских территорий в Карелии, царь Иван Грозный приказал перевести в Деревяницкий монастырь братию Коневского монастыря. (Коневецкий монастырь был основан в 1393 году на острове Коневец, что в западной части Ладожского озера, с целью обратить карелов-язычников в христианство). Об этих событиях игумен Коневского монастыря Геннадий писал так: «…приходили светцкие люди на нашу украину на их Коневской монастырь воиною и Боже де милосердье церкви и монастырь весь и церковное строене выжгли и вывоевали, и отец деи наш Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии пожаловал их, своих богомолцев, дал им в Великом Новегороде пустой Деревенитцкой монастырь и с вотчиною и с угоди». Братия Коневского монастыря пришла в Деревяницкий со своей святыней – иконой Божией Матери, по преданию принесенной основателем обители преподобным Арсением с Афона. В 1582 году Иван Грозный пожаловал Деревяницкой обители несудимую грамоту, преференции которой подтвердят позже и первые Романовы: царь Михаил Федорович в 1646 году и его сын Алексей Михайлович в 1646 году. В 1597 году, после возобновления Коневского монастыря, его насельники покинули Деревяницкий монастырь.

Кадило. 1647 год. Новгородский музей-заповедник

В конце XVI- начале XVII столетия Деревяницкому монастырю принадлежали вотчины в Обонежской, Водской и Бежецкой пятинах, а также рыбные тони на Волхове.

В 1610 году остров Коневец снова отошел во владение шведов, и игумен Коневского монастыря с братией написали челобитную царю Василию Ивановичу Шуйскому о дозволении вернуться в Деревяницкий монастырь. Интересно, что в период первого пребывания коневской братии в Деревяницкой обители между иноками происходили несогласия: «пришельцы» не хотели подчиняться власти и управлению хозяев. Поэтому Шуйский, разрешив коневской братии переселиться, указал: «в Деревяницком монастыре быть из Корелы Коневского монастыря игумену Леонтию, а Деревяницкого монастыря игумена Дионисья … устроити в Новгороде в иноим монастыре в котором будет пригож». 16 июля 1611 года шведские войска вошли в Новгород и пробыли в нем до начала марта 1617 года. Все это время объединенная братия Деревяницкого и Коневского монастырей вынуждена была укрываться в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. Войска Якоба Делагарди осадили Тихвинский монастырь в 1613 году, однако его защитники смогли отразить несколько штурмов и удержать обитель до прихода подкрепления.

Память дьяка Дмитриева Ивана игумену Новгородского Деревяницкого Воскресенского монастыря Паисию об оповещении солдат, проживающих в вотчине монастыря, о необходимости быть готовыми к государевой службе. 04.04.1677. Новгородский музей-заповедник

После окончания шведской оккупации Деревяницкий монастырь, «разоренный до основания», представлял собой печальное зрелище: ограбленные и порушенные каменные храмы стояли без кровель, деревянные постройки были сожжены. «Ограды около монастыря и келей и старцов и крестьян и бобылей и никаких угодей и рыбных тонь нет. Земля монастырская лежит впусте». Из принадлежавших монастырю вотчин остался один Грузинский погост Водской пятины, крестьяне которого стали отказывать братии в сборе денежных и хлебных оброков за землю. Доведенные упрямыми крестьянами до крайней нужды, монастырские старцы написали челобитную царю Михаилу Федоровичу. Царь ответил приказанием крестьянам строить монастырь, возделывать землю и доставлять обители доходы.

К 1620 году собор Воскресения Христова был восстановлен. В нем поместили Коневскую икону Божией Матери. (Коневскую обитель после почти ста лет запустения в 1718 году припишут к Деревяницкому монастырю; в 1760 году она станет независимым; в 1799 году в нее вернут Коневскую икону Божией Матери). Церковь Николая Чудотворца с трапезной палатой выстроили заново, а разрушенный храм Успения Богородицы возобновлять не стали. Царь Михаил Федорович повелел отправить в монастырь с московского Пушечного двора два колокола. Николай Иванович Оловянишников в книге «История колоколов и кололитейное искусство» (1912 год) писал: «В Деревяницком монастыре, близ Новгорода, находится небольшой, около пяти пудов, колокол старинной иностранной работы. На нем вылит сидящий на троне апостол Петр с ключом в правой руке, над ним две буквы S.P. (Sanctus Petrus), по краю готическая надпись, почти изгладившаяся, первые слова «Bai Beer», а последняя «me fecit Anton». Дата изготовления колокола неизвестна и сам колокол не сохранился, но можно предположить, что прислали его в монастырь из Москвы, где в те годы рынок был насыщен предметами церковной утвари из разоренных во время Реформации в Западной Европе церквей. А в краеведческой литературе встречается информация о том, что в 1987 году экспедиция Морского музея Хельсинки со дна Финского залива подняла два колокола, один из которых, судя по надписи, был отлит для Деревяницкого монастыря в год восшествия на престол Бориса Годунова. Исследователи полагают, что корабль, перевозивший эти колокола, потерпел крушение в 1617 году – как раз тогда, когда шведы покидали Новгород. Так что древние деревяницкие колокола сейчас находятся в Финляндии.

Открытка с видом монастыря. 1900-1910 годы. Новгородский музей-заповедник

Деревянные постройки монастыря часто страдали от пожаров. Так, в 1663 году сгорела Церковь Николая Чудотворца с трапезной палатой, новый одноименный храм на ее месте возвели только в 1672 году. 

В конце XVII столетия в Деревяницком монастыре начинается активное строительство. В 1693 году возводится деревянная надвратная церковь во имя Богородицы Одигитрии Тихвинской. В 1694 году был разобран древний собор Воскресения Христова и на его месте ближний боярин и новгородский воевода (1691-1697 годы) князь Борис Иванович Прозоровский «завел церковь великую и строил тое церковь три лета из монастырской казны». Согласно описаниям в сохранившейся подрядной росписи, две артели каменщиков – одна из Костромского уезда, под руководством Фомы Алексеева, другая – из Ярославского, во главе с Никитой Киприяновым – возвели грандиозную высотную трехъярусную постройку в духе московского барокко. Историки архитектуры ставят ее в один типологический ряд с храмами Покрова в Филях, Успения в Петровском (одной из вотчин рода Прозоровских), Спаса в Уборах, Борисоглебским в Зюзине (вотчине Бориса Ивановича Прозоровского). Однако в 1697 году уже завершенный собор внезапно разрушился до основания. Есть версия, что мастера не справились со сложным конструктивным решением храма. На месте рухнувшего собора в 1698 году возводится основной объем нового; затем работы приостанавливаются из-за недостатка средств и продолжаются в 1700 году. В архитектуре нового собора соединились древнерусские традиции и барочные элементы.

Открытка с видом монастыря. Начало XX века. Новгородский музей-заповедник

Нехватка денег на строительство была обусловлена возросшими со второй половины XVII века налогами с Деревяницкого монастыря. С обители собирали на: жалованье «ратным людям»; реконструкцию городских укреплений; строительство мостов и дорог; судовой подъем по реке; содержание земского дьячка, целовальника, тюремного сторожа, палача. Взимались также «ямские подможные», даточные конные. А в 1712 году светлейший князь Александр Данилович Меншиков отнял у монастыря Грузинский погост, отдав взамен скудный Лопский погост с деревнями в Старорусском уезде. От такого «обмена» обитель лишилась значительной части дохода. Вернуть Грузинскую вотчину удалось лишь в 1727 году указом Петра I.

Следующий этап строительства в монастыре начинается с 1720-х годов. К 1725 году была построена трапезная палата с церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы, с пристроенной с запада колокольней с «боевыми часами». В 1729 году началось срочное строительство каменных братских келий; позже появились и каменные двухэтажные настоятельские кельи. 

Фото Александры Шапиро, август 2021 года

В 1744 году во владениях Деревяницкого монастыря числилось 1 444 крестьянина, а во время секуляризационной реформы 1764 года он был отнесен к третьему классу с игуменским управлением. Согласно сделанной в тот же год описи монастырский комплекс выглядел следующим образом: каменные храмы Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы с колокольней – в центре; деревянная надвратная церковь Богородицы Одигитрии Тихвинской (построена к 1764 году вместо сгоревшей одноименной церкви 1693 года); настоятельские кельи и два корпуса келий для братии; поварня, квасоварня, солодовня, сушило, амбары, кузница, две бани, два сада с яблонями и вишнями. За монастырской оградой располагались: конюший и «коровий» дворы, гумно с ригой, две мельницы. В 1797 году вместо старой деревянной ограды появилась каменная, с четырьмя угловыми башнями и тремя въездными воротами, а надвратную церковь разобрали.

К 1870 году в Деревяницком монастыре проживало 17 человек братии. И в 1875 году он был обращен в женский с открытием в нем женского училища для сирот духовенства Новгородской епархии. Оставшихся же монахов распределили по другим монастырям; настоятель обители стал казначеем в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре. Для училища в монастыре построили большой трехэтажный каменный корпус, обращенный к Волхову.

В 1919 году власти конфисковали монастырскую казну, недвижимое имущество и сельхозинвентарь. Через год Деревяницкий монастырь был упразднен, оставшиеся монахини и послушницы организовали сельхозартель, а храмы перешли в пользование коллективу верующих Деревяницкой слободы и села Погорелец. На территории монастыря разместилась детская сельскохозяйственная колония, где содержалось 300 человек. 

 
Комплекс монастыря до реставрации, вид с востока. 1950-е годы. Новгородский музей-заповедник

К 1931 году артель упразднили, храмы закрыли, а детскую колонию сменил военный городок. Николаю Григорьевичу Порфиридову (1893-1980) – исследователю древнерусского искусства, организатору музейного дела в Великом Новгороде, директору Новгородского музея – удалось сохранить 23 наиболее ценные иконы и 5 предметов прикладного искусства. Остальное было отправлено в хозяйственный отдел ОГПУ Москвы или в металлолом.

В годы Великой Отечественной войны на соборе оккупанты устроили наблюдательный пункт. В ходе боевых действий постройки монастыря получили значительные повреждения. К началу научно-исследовательских, проектных и восстановительно-реставрационных работ в 1964 году их состояние расценивалось как аварийное. Реставрация завершилась в 1973 году. Еще в конце 1963 года рядом с монастырем заработал завод «Стекловолокно», и после реставрации в соборе Воскресения Христова разместился склад, а в трапезной – столовая для рабочих. При этом с 1960 года монастырю был придан статус объекта культурного наследия федерального значения.

«Катарсис». Фото Снежаны Шабановой, август 2021 года

«Катарсис». Фото Снежаны Шабановой, август 2021 года

Сейчас монастырь находится в федеральной собственности. Его комплекс составляет собор Воскресения Христова, церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней, здание епархиального училища. Церковь Успения закрыта; часть здания епархиального училища пустует, а часть занята стационаром Новгородского областного наркодиспансера «Катарсис». С 2017 году местные жители на общественных началах присматривают за храмом Воскресения Христова: очистили его от мусора, обустроили место алтаря.

Монастырский комплекс. Современный вид. Фото Снежаны Шабановой, август 2021 года

 
Собор Воскресения Христова. Импровизированный музей монастыря. Август 2021 года. Фото Александры Шапиро

Собор Воскресения Христова

За несколько веков истории Деревяницкой обители собор Воскресения Христова возводили три раза: в 1335 году, в 1695-1697 годах – на месте разобранного здания, в 1698-1700 – на месте рухнувшего. Археологические работы показали: при строительстве в 1695-1697 годах стены и фундаменты основного объема храма 1335 года разобрали полностью, использовав строительные материалы вторично, а вот нижние части стен и фундаменты западного притвора сохранили. В кладке нижних частей апсиды храма 1698-1700 годов использовали небольшое количество кирпичей от первого храма; в кладке стен основного объема были обнаружены профилированные кирпичи от второго, рухнувшего храма. А северная стена ныне существующего храма 1698-1700 годов находится точно на месте северной стены постройки 1335 года.

Собор Воскресения Христова до реставрации. 1950-1960-е годы. Новгородский музей-заповедник

Собор Воскресения Христова 1698-1700 годов представляет собой масштабный пятиглавый объем, окруженный галереями, с двумя безапсидными одноглавыми приделами и выступающей пониженной алтарной частью с пятигранной апсидой. В архитектуре Великого Новгорода его явление уникально: это единственный в городе храм с двухстолпной конструкцией, несущей пять световых барабанов. Богатый декор фасадов также нехарактерен для новгородского зодчества: многопрофильные карнизы, междуэтажные и цокольные тяги, наличники окон и порталов и т.д. выполнены из пятидесяти видов резного фигурного кирпича. Особой красотой отличаются наличники западной паперти храма: их узор напоминает памятники Каргополья XVII века.

Собор Воскресения Христова. Фрагмент внутреннего пространства. Август 2021 года. Фото Александры Шапиро

Собор Воскресения Христова. Фрагменты росписи XVIII века. Август 2021 года. Фото Александры Шапиро

Собор Воскресения Христова. Фрагменты росписи XVIII века. Август 2021 года. Фото Александры Шапиро

Нарядность облика дополняла живопись в нишах завершения собора и яркая раскраска архивольтов и наличников, контрастирующая с белыми стенами. Исследователи предполагают, что необычный для Новгорода храм, аналоги которого известны в среднерусской полосе, Поволжье, Ярославле, Костроме, Вологде, возводили приезжие мастера. Вполне возможно, что участие в постройке принимали те же артели Фомы Алексеева (Костромской уезд) и Никиты Куприянова (Ярославский уезд), что строили собор в 1695-1697 годах – в рамках штрафных санкций (переделки за свой счет) за рухнувшую постройку. Стиль собора – это слияние традиционной допетровской архитектуры XVII века с элементами барокко. 

Фото Снежаны Шабановой, август 2021 года

Фото Снежаны Шабановой, август 2021 года

Фото Снежаны Шабановой, август 2021 года

В XVIII веке простенки между окнами, притолоки и арки оконных и дверных проемов основного объема собора украшала живопись по тонкому левкасу. Позднее ее забелили, а в конце XIX-начале XX века выступившие из-под побелки фрагменты поновил местный художник Маленьков. В 1740-е годы в основном объеме и южном приделе были устроены резные иконостасы, утраченные в советское время.

Собор Воскресения Христова. Место для молений, устроенное местными жителями. Август 2021 года. Фото Александры Шапиро

В годы Великой Отечественной войны были частично или полностью разрушены главы барабанов, часть сводов и стены южной галереи, крыша, часть декора. К началу 1960-х состояние собора стало аварийным: над приделами вместе с барабанами рухнули своды, кладка обветшала, декор окон почти полностью утрачен. В ходе реставрации 1967-1973 годов были восстановлены утраченные участки стен и сводов галереи и приделов, барабаны приделов с главами и крестами, главы основного объема с лемеховым покрытием. Поверхность стен, как и в древности, покрыли тонким слоем известковой обмазки. Историческое тесовое покрытие имитировали резные подзорные доски и выпуски резных концов теса их-под железной кровли.

Собор Воскресения Христова. Остатки рухнувшего купола. Август 2021 года. Фото Александры Шапиро

Собор Воскресения Христова. Кресты с рухнувших куполов. Август 2021 года. Фото Александры Шапиро

В 1995 году не стало северо-восточного купола собора, в 2013 году обрушился центральный. Летом 2015 года были проведены противоаварийные работы, в процессе которых над двумя барабанами установили временную кровлю. Весной 2021 года рухнул третий купол – реставрационная конструкция 1970-х.

Трапезная с церковью Успения Богоматери и колокольней

Расположена в двадцати метрах к северу от храма Воскресения Христова. Дата окончания ее постройки – 1725 год. Возможно, ее заложили в начале столетия, причем установлено, что первоначально строительство колокольни не предполагалось. Кубическая одноглавая церковь с обширной полуциркульной апсидой перекрыта крестовым сводом, с запада к ней примыкает протяженный двухэтажный трапезный корпус. Колокольня – пятиярусная, с открытым восьмериком звона.

Алтарная часть. Фото Снежаны Шабановой, август 2021 года

За время бытования здание не раз подвергалось перестройкам. Так, в 1795-1797 годах над объемами храма надстроили деревянным восьмериком с куполом, барабаном и главкой, который просуществовал до начала XX века. В XIX веке шатровое завершение колокольни заменили на барочный граненый купол с шейкой и главкой, плавно переходящей в шпиль. В церкви были надложены стены и устроены новые карнизы, заменена кровля и растесаны почти все оконные и дверные проемы, переделан второй этаж апсиды. В трапезной проемы также растесали. «Боевые часы» на колокольне в последний раз упоминаются в описании 1860 года, в описании же 1892 года они уже не фигурируют.

Фото Снежаны Шабановой, август 2021 года

Интересно, что церковь и трапезную в первой четверти XVIII века выстроили в архаичном стиле, то есть с отсылками к архитектурным традициям XVI-XVII веков. Так, главный элемент декора фасадов церкви и трапезного корпуса – наличники второго этажа с бусинами и килевидными кокошниками – характерен для новгородских построек XVII века. Архитектурное же оформление колокольни выдержано в формах петровского барокко.

Во время войны церковь получила много пробоин в стенах и сводах, были утрачены восьмерик с главкой над церковью и завершение колокольни. К началу реставрации аварийное здание даже предлагали разобрать. Однако в 1964-1965 были проведены ремонтно-реставрационные работы с приспособлением под заводскую столовую. Были воссозданы первоначальное восьмискатное пофронтовое завершение церкви и утраченные барабан и глава; раскрыты от закладок и реставрирован внутристенные лестницы, своды, карнизы. Из-за отсутствия средств первоначальные окна второго этажа с наличниками восстановлены только на западном фасаде трапезной и на церкви. В здание были проведены инженерные сети (центральное отопление, электроосвещение, водопровод, канализация). В 1980 году над колокольней восстановили завершение барочной формы, зафиксированное на фотографиях конца XIX-начала XX века. Позже в нем разместился один из складов завода «Стекловолокно».


Текст: Александра Шапиро

Литература

Амвросий. История Российской иерархии. М., 1812. Ч. 4.

Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1

Повесть о Моисее, архиепископе новгородском // Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. 4. СПб., 1862.

Вихров А.В. Новгородский Деревяницкий Воскресенский женский монастырь и Епархиальное при нем училище. Новгород, 1892

Русские древности в памятниках искусства, издаваемые графом И.Толстым и Н. Кондаковым. Вып. шестой. Памятники Владимира, Новгорода и Пскова. СПб., 1899 

Кадыкин П.Ф., Шляпкин И.А. Летопись и акты новгородского мужского Деревяницкого монастыря (1335-1839)//Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским археологическим обществом. Вып. XXI. СПб., 1911

Оловянишников Н.И. История колоколов и кололитейное искусство. Изд. 2-е. доп. М.,1912

М. К. Каргер, «Новгород». Ленинград. 1970

Опись Новгорода 1617 года. Ч. 1 / Ред. В.Л. Янин. М.: Ин-т истории СССР, 1984

Кузьмина Н.Н., Секретарь Л.А. Деревяницкий Воскресенский монастырь (история строительства, архитектуры, реставрации) // Новгородский исторический сборник. 7 (17). СПб., 1999.

Антипов И.В., Булкин Вал. А, Жервэ А.В. Воскресенская церковь Деревяницкого монастыря 1335 г.// Российская археология, 2020, №1

Предыдущие выпуски

Выпуск 1Софийский собор

Выпуск 2храм Бориса и Глеба в Плотниках

Выпуск 3Николо-Вяжищский монастырь

Выпуск 4храм Святого Мины в Старой Руссе

Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище

Выпуск 6: храм Ильи на Славне

Выпуск 7храмы на Городище

Выпуск 8: храм Николы на Липне

Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу

Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря

Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря

Выпуск 12церкви Георгия и Благовещения в Старой Руссе

Выпуск 13церковь Сергия Радонежского в Детинце

Выпуск 14церковь Федора Стратилата на Щиркове улице

Выпуск 15башня Кокуй Новгородского Детинца

Выпуск 16Николо-Косинский монастырь под Старой Руссой

Выпуск 17церковь Власия на Волосовой улице

Выпуск 18Михайло-Клопский монастырь

Выпуск 19церковь Успения на Торгу

Выпуск 20: церковь Андрея Стратилата

Выпуск 21храм 12 апостолов на Пропастех

Выпуск 22Воскресенский собор в Старой Руссе

Выпуск 23церковь Георгия на Торгу

Выпуск 24Лихудов корпус

Выпуск 25: церковь Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице

Выпуск 26звонница Софийского собора

Выпуск 27храм Симеона Богоприимца Зверина монастыря

Выпуск 28: Княжая башня Новгородского Детинца

Выпуск 29: Троицкий собор Валдая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *