В 12 километрах автомобильного пути от Новгородского Детинца на противоположном берегу Волхова расположен Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь. Основанный в XII веке на месте языческого капища одним из знаменитых наших святых, монастырь за столетия существования превратился из мужского в женский, привлекал совершаемыми в нем чудесами и красотой своих построек, возродился из руин. Посещением «Российскими древностями» строений этого монастыря мы продолжаем проект «Новгородские древности», который реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, Новгородского музея-заповедника, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет». 

Варлаам Хутынский в житии. Икона XVI века.

Сведения о ранней истории Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря содержатся в летописных и агиографических источниках. Во второй половине XII века в семье именитых граждан Новгорода Михаила и Анны родился сын Алекса (Олекса). Будучи отроком, Алекса постригся в монастырь, и уже под именем «чернеца Варлаама» стал отшельником, избрав для подвижничества место на правом берегу Волхова. Новгородцы это место прозвали «хутынью», «худым», потому что во времена язычества здесь были капища – места обитания нечистой силы в интерпретации христиан. Археологические данные XX века подтвердили расположение здесь языческого культового комплекса.

Поручи Варлаама Хутынского. XII век. Новгородский музей-заповедник

Варлаам молитвами изгнал нечистую силу и в 1192 году поставил на «Хутине» церковь во имя Спаса Преображения, при освящении которой новгородский владыка Гавриил и «нарече монастырь». По сообщению Новгородской четвертой летописи, преподобный Варлаам преставился вскоре после возведения главного храма обители и «положен бысть в церкве, юже сам сзда». Сохранилась вкладная грамота Варлаама Хутынского, написанная на пергаменте и являющаяся самым древним русским актом, дошедшим до нас в подлиннике. В этом документе Варлаам Хутынский передал основанному им монастырю не только территорию, на которой он был расположен, но и пахотную землю, сенокосы, рыбные ловли и другие угодья двух сел. Любопытно окончание грамоты. «Если же кто-нибудь, подтолкнутый дьяволом и завлеченный дурными людьми, захочет отнять что-либо от пив, пожень или ловель, пусть будет ему противником святой Спас и в сей жизни, и в будущей».

Фото Снежаны Шабановой. 2021 год.

Чудеса и исцеления прославили преподобного Варлаама как великого чудотворца. Он стал одним из первых на Руси местночтимых святых. Монастырь, где под спудом храма упокоились его мощи, привлекал представителей известных боярских родов Новгорода: в первой половине XIII века они здесь принимали постриг, умирали и, вероятно, были погребены в монастырском некрополе.

Покров на раку с изображением Варлаама Хутынского. Выполнен в 1579 году, в московской мастерской царицы Ирины Годуновой. Новгородский музей-заповедник

Первый каменный собор во имя Спаса Преображения был крестово-купольным храмом, трехапсидным и четырехстолпным, с одной главой; имел хоры и ведущую на них внутристенную лестницу. Его стены были выложены из чередующихся рядом бурого известняка и плинфы на цемяночьем растворе. Традиционно исследователи называют годом его строительства 1192-й.

Вкладная грамота Варлаама Хутынскому монастырю. 1192-1210. Новгородский музей-заповедник

Однако в 2008 году историк архитектуры Олег Александрович Прудников в статье «О времени строительства первого каменного собора Хутынского монастыря» выстроил интересную версию. После анализа текстов большого корпуса летописей и списков Жития Варлаама Хутынского, исторического контекста и данных археологических раскопок Прудников выводит дату – 1242 год. Так или иначе, активное каменное строительство в монастыре начинается в XV веке.

В 1417 году новгородский посадник Юрий Онцифорович сооружает каменную надвратную церковь во имя преподобного Антония Великого, через год – еще одну надвратную во имя святого пророка Илии.

Когда были разобраны и упразднены эти церкви – неизвестно. Антониевская уже не упоминается в монастырской описи за 1642 год, Ильинская же в этой описи есть, но в историческом очерке архимандрита Макария в 1860 году она уже значится упраздненной.

В 1444 году при архиепископе Евфимии II выстроили храм во имя преподобного Варлаама Хутынского; в 1445 – к северу от собора Спаса Преображения возвели церковь во имя священномученика Григория Армянского, столпообразную, имевшую «наверху колокольницу».

После чуда воскресения у раки преподобного постельничего великого князя Василия II Григория Тумгеня в 1460 году почитание святого распространилось и в Москве, где тотчас же появились его изображения.

В 1471 году великий князь Иван III предпринял поход на Новгород. Шелонская битва, мирный договор в Коростыни – после этих событий усилилась зависимость Новгородской республики от Москвы. Видимо, своеобразной компенсацией покорения новгородцев стало появление в Житии Варлаама Хутынского истории о посрамлении Ивана III. Житие рассказывает, что великий князь приехал в Хутынскую обитель и удивившись, что мощи святого хранятся в закрытой раке, приказал сдвинуть крышку, чтобы припасть к «святым многочудесным мощам». Объяснения игумена и братии, что мощи преподобного Варлаама не могут быть потревожены без Божьего благословления и волеизъявления самого святого, Ивана III не остановили. Но тут от открытой гробницы сделался «дым велик, и от дыму стены церковныя попалиша», и великий князь в страхе бежал из храма, выронив посох. Александр Григорьевич Слезскинский, автор очерков о новгородских монастырях, в 1903 году писал, что модель княжеского посоха «держит деревянная рука, вделанная в стену, над балдахином», который осеняет раку с мощами, а сам посох с разноцветным хрустальным набалдашником хранится в ризнице. До наших дней этот артефакт не дошел.

В 1478 году Иван III предпринял новый поход на Новгород, завершившийся падением Новгорода. Вслед за этим была конфискована значительная часть земель новгородского епископа, Юрьева монастыря и пяти кончанских обителей. Хутынский монастырь, несмотря на то, что утратил часть вотчин, продолжал оставаться одним из богатейших в Новгородской епархии, уступая по количеству земельных владений, соляных варниц,промыслових угодий лишь Юрьеву монастырю. Особое покровительство московских князей Хутынской обители началось с Василия III, сына Ивана III. Василий III объявил святого своим небесным покровителем, а перед смертью принял схиму с именем Варлаам. Но, главное, при его поддержке в монастыре на месте уже обветшавшего собора во имя Спаса Преображения был выстроен новый, грандиозный по тем временам. Точная дата начала его возведения не зафиксирована, исследователи определяют ее между 1509 и 1512 годами. Завершилось же строительство в 1515 году. Существует предположение, что Василий III возводил собор как обетный, в ознаменование присоединения в 1510 году Пскова к Москве. В пользу версии об определении собора как памятника государственного значения свидетельствуют и размеры храма, и белый камень, использованный при строительстве, и особенности архитектуры, позволяющие говорить о весьма вероятном участии итальянских мастеров. Собор стал символом великокняжеской политики централизации государства в разных сферах общественной жизни, а монастырь – опорой московского влияния на Северо-Западе. В 1532 году Василий IIIпожаловал монастырю несудимую грамоту и освободил от уплаты пошлин за соляные варницы. Иван Грозный продолжил покровительство своего отца Хутынской обители, поскольку проводимая им внутренняя политика нуждалась в поддержке крупных монастырей. Известны его указные и жалованные грамоты с иммунитетными привилегиями. Также царь делал в монастырь вклады: по поминовению родителей – 200 рублей, по супруге Анастасии – 100 рублей, по брату Георгию – 60 рублей, по супруге Марфе Собакиной – 50 рублей, по сыну Иоанну – 500 рублей.

В первые годы правления Ивана Грозного была выстроена и освящена новая церковь во имя священномученика Григория Армянского – так называемый Хутынский столп. О ее возведении сохранилось редкое по полноте сообщение летописца (1535-1536 годы), включающее не только описание церкви, но и указание, что мастера-строители во главе с неким Ермолой происходили из Тверской земли. Главной особенностью объемно-пространственной композиции храма стало сочетание широкой двухэтажной галереи и высокого центрального восьмигранного столпа, который по высоте членился на три яруса. Нижний этаж служил подклетом, второй был занят церковью, а третий –колокольней. «Велми чюдна, яко таковы несть делом в Новогородской области» – восторгался летописец необычной церковью. Сохранилась монастырская икона «Видение пономаря Тарасия» (вторая половина XVI века), на которой изображены собор, причем с проекцией внутреннего убранства, а также Хутынский столп. Икона примечательна еще и точным изображением топографии средневекового Новгорода, потому к ней часто обращаются историки Новгорода и его архитектуры (самой иконе мы посвятим отдельную статью в рубрике «Артефакт«).

Икона «Видение пономаря Тарасия». Вторая половина XVI века
Прорись с иконы «Видение пономаря Тарасия», на которой видны постройки монастыря. Новгородский музей-заповедник

В 1549-1551 годах к северо-западу от собора был возведен новый храм во имя преподобного Варлаама Хутынского с трапезной палатой.

Слева — церковь Варлаама Хутынского, справа — Спасо-Преображенский собор. Фото Снежаны Шабановой. 2021 год.

В начале XVII столетия, в 1608 году в монастыре учредили архимандрию. В Смутное время, Варлаамо-Хутынский монастырь, как и вся Новгородская земля, претерпел тяготы шведской интервенции. В 1611 году в его стенах расположился Якоб Делагарди со своим корпусом. Шведские солдаты монастырь не разрушили, но основательно ограбили. Так, с гробницы преподобного Варлаама сняли серебра 139 фунтов 12 золотников и «жемчужин на 58 рублей».

Во второй половине XVII столетия монастырь продолжал оставаться богатым и красивым. Его благосостояние определял регулярный поток жалованных грамот. Более того, в 1621 году царь Михаил Федорович дал «большую» жалованную грамоту, в которой суммировал и подтвердил все привилегии, данные прежде Федором Иоанновичем, Борисом Годуновым, Василием Шуйским. Вот что писал о монастыре в 1655 году архидиакон Антиохийской православной церкви Павел Алеппский, путешественник и писатель. «Этот монастырь очень большой, красивый, радующий душу, высокий, в прекрасном местоположении на возвышенности, при реке, которая течет перед ним и которая шире и глубже египетского Нила. Поистине, жизнь монахов в этих монастырях весьма приятна, вследствие обилия воды и разного рода рыбы, которую ловят без труда, при помощи воротов, с обеих сторон реки, посредством особых приспособлений». «Монастырь весьма богат: в этой стороне нет монастыря, который мог бы сравниться с ним обилием богатств и угодий, ибо ему принадлежит более 2000 семейств земледельцев и вокруг него большое селение с обширной площадью. Здание монастыря громадно. В нем свыше ста монахов…». Павел Алеппский описал также и монастырские здания. «Колокольня очень велика, прекраснейшей архитектуры: снизу она восьмиугольная, очень широкая, с восемью балконами наверху; под каждым балконом с наружной стороны комнатка, а над ними, в середине колокольни, красивая церковка во имя св. Григория, епископа Армении, где имеется его икона со всем его житием, а также икона Косьмы и Дамиана и матери их Феодосии между ними со всем их житием; над этой церковью восемь арок, суженных и высоких, где висят колокола; над каждой аркой по две двускатных кровли; надо всем купол, под коим железные часы. Над главными воротами монастыря есть также красивая церковка во имя св. пророка Илии». «В этом монастыре есть больница для хворых и немощных старцев- монахов. Мощи св. Варлаама покоятся в серебряно-вызолоченной раке».

В период с 1640-х по 1680-е годы в монастыре появляются настоятельские кельи, Архиерейский дом, казначейский корпус. В конце столетия внешний облик монастырских зданий во многом определялся орнаментальной росписью и полихромными изразцами (собор, трапезная, Архиерейский дом). До наших дней фасадные изразцы in situ почти не сохранились.

XVIII век в истории обители означен реконструкцией отдельных строений, возведении новых. Во время секуляризационной реформы 1764 года монастырь был отнесен к первому классу.

В 1816 году, в одном из приделов Спасо-Преображенского собора согласно своему завещанию был погребен поэт, государственный деятель, первый министр юстиции Российской империи Гавриил Романович Державин. В свое время, выйдя в отставку, Державин поселился в имении Званка, расположенном в 60 верстах от монастыря. В 1842 году рядом с поэтом была похоронена его супруга.

Могилы Державиных. Wikimedia Commons

К первой трети XIX века территорию Хутынской обители с церковными зданиями, корпусами келий и хозяйственными службами окружала белокаменная ограда. Внутри ее со стороны Волхова располагался настоятельский фруктовый сад; на северной и восточной сторонах вне ограды – малый братский. На северной стороне большой фруктовый сад соединялся с липовой рощей. В 1880 году была построена церковно-приходская школа. Как и все новгородские монастыри, Хутынский имел тюрьму.

Рисунок из книги «Историко-археологический очерк Хутынского Варлаамиева Спасо-Преображенского монастыря» под редакцией Токмакова (Москва, 1892 год).

В 1919 году по решению третьего губернского съезда советов Хутынский монастырь был закрыт, но до 1932 года в соборе еще совершались богослужения. После окончательного закрытия обители в ней разместилась школа милиции, а храм стал клубом. Затем, до Великой Отечественной войны на территории монастыря работала лечебница для душевнобольных. До начала Великой Отечественной войны в нем размещалась лечебница для тихо помешанных больных.

Открытка. 1900-1910 годы. Новгородский музей-заповедник

Во время войны монастырь очень сильно пострадал от артиллерийских обстрелов. В послевоенное время разрушение продолжилось: монастырские строения разбирали на кирпич. Состояние руин все более ухудшалось. В 1957-1958 годах был составлен проект консервации комплекса с частичной реставрацией, оставшийся неосуществленным. В 1959 году, учитывая аварийное состояние Спасо-Преображенского собора, останки Державина и его супруги перезахоронили в Новгородском Кремле. Консервационные, исследовательские и проектные работы начались в 1976 году.

Колокольня в августе 1948 года. Новгородский музей-заповедник

Спасо-Преображенский собор в 1970-е годы. Новгородский музей-заповедник

В 1982-м утвердили новый проект реставрации, автором которого был Григорий Михайлович Штендер (1927-1992) – историк-архитектуры, один из создателей новгородской архитектурной реставрационной школы. В 1981-1984 годах на территории велись археологические раскопки. В 1991 году ансамбль монастыря передали Новгородской епархии РПЦ. В 1993 году , в связи с 250-летием Державина, его останки были возвращены в монастырь, в отреставрированный собор. С 1994 года Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь является действующим женским.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор. Фото Снежаны Шабановой, 2021 год.

Храм во имя Спаса Преображения, возведенный в 1509-1515 годах – самая древняя из дошедших до наших дней построек монастыря. В свое время археологи обнаружили в пределах его внутренней части остатки первого собора XII века. Сохранились фундаменты и нижние части стен, кроме южной, на месте которой выросла стена XVIвека. На трассе фрагментарно сохранившейся северной стены были поставлены столбы XVI века. Остатки древней постройки прикрыл двухслойный пол. Во время раскопок было собрано множество фрагментов штукатурки с росписью, анализ которых показал: храм XII века был расписан сразу после постройки.

Фрагмент росписи с золочением и рельефным узором из Спасо-Преображенского собора XII века. Новгородский музей-заповедник
 

Монументальный пятиглавый собор – класический тип кубического шестистолпного трехапсидного сооружения XVI века. В его облике прослеживаются мотивы архитектуры Успенского и Архангельского собора Московского Кремля и Успенского собора в Ростове.

В середине XVII веке к нему были пристроены южный придел в честь Покрова Божией Матери, северный придел имя Иоанна Богослова, и западная паперть.

Южный придел. Фото Снежаны Шабановой. 2021 год.

Павел Алеппский в 1655 году назвал собор «Восхищающим взор и сердце своей высотой, обширностью и великолепием, своими большими окнами и красивыми плитами пола». В конце XVII столетия пристройки соединили галереи, появилось увенчанное шатром открытое каменное крыльцо, поставленное на четыре каменных восьмигранных столба. Главное украшение крыльца – подвесная арка с гирькой.

Крыльцо собора. Фото Снежаны Шабановой. 2021 год.

Главы на соборе вместо прежней дубовой чешуи покрыли белым железом. В 1816 году в северном приделе был похоронен Гавриил Романович Державин, и в 1838 году по просьбе его вдовы придел переосвятили во имя архангела Гавриила. В 1835-1837 годах проводилась реконструкция южного Покровского придела. Главная святыня обители – нетленные мощи преподобного Варлаама, почивают под спудом, в арке Покровского придела, где установлена рака. В начале XIX века пол в соборе настлали путиловской плитой, окна растесали.

Фото Снежаны Шабановой. 2021 год.

Апсиды собора. Фото Снежаны Шабановой. 2021 год.

В период Великой Отечественной войны почти вся верхняя часть собора обрушилась, стены имели крупные проломы и трещины, помещение собора, особенно придел с захоронением Державина, завалило кирпичом. Окружающие храм галереи XVII века также оказались без сводов и перекрытий. На всем фасаде имелись большие разрушения кладки и выбоины от осколков снарядов.

Храм Варлаама Хутынского с трапезной

Церковь Варлаама Хутынского. Wikimedia Commons

Известно, что в 1444 году при архиепископе Евфимии II возвели храм во имя преподобного Варлаама Хутынского, однако дальнейшая судьба этой постройки не установлена. Тот Варлаамовский храм, что мы видим сегодня, был возведен 1549-1551 годах. Он бесстолпный, одноглавый, с тремя внутренними апсидами, с подцерковьем. К нему примыкает двухэтажное здание трапезной, самой большой среди новгородских сооружений подобного типа. Нижний этаж трапезной состоит из четырех помещений (келья, кладовые), верхний – из трех (огромный трапезный зал, келья и кладовая). Трапезный зал палата столовая палата в XVI веке в плане представляла квадрат с центральным столбом, на который опирались высокие крестовые своды. В столбе проходил дымоход и были устроены воздушные каналы, из которых теплый воздух поступал в палату, обогревая её. В 1797 и 1839 годах храм перестраивали, в конце XIXвека были освящены два придела: в честь Константина и Елены и во имя Исидора Пелусиота.

В военные годы храм пострадал даже гораздо больше, чем собор: были утрачены барабан, верхние своды церкви и трапезной, в значительной степени восточная и северная стены церкви, а также северная стена трапезной. Реставрационные работы, начатые в 1976 году, велись с большими перерывами. Так, к 1991 году работы были выполнены лишь частично, а памятник законсервирован, в 2002-м он еще стоял в лесах. Проект реставрации подразумевал восстановление первоначальных исторических форм там, где это было возможно.

Западный архиерейский комплекс с кельями

Комплекс зданий начал строиться в период 1640-1680 годов и окончательно сформировался к началу XVIII века. Самая ранняя постройка – южная часть корпуса от колокольни до проездной арки длиной 40 метров (настоятельские кельи). Интересно, что на западном и южном ее фасадах сохранились наличники, которые встречаются только еще на северной галерее Спасо-Преображенского собора и больше нигде в Новгороде. Весь корпус перестраивался в конце XVIII века и 1838 году.


Сильно разрушенный во время войны памятник в 1970-х годах все еще находился в руинах. Проект реставрации Архиерейского дома и южной части настоятельских келий был решен в формах XVII века.

Колокольня

Колокольня монастыря. Фото Снежаны Шабановой. 2021 год.

Не установлено, когда был разобран знаменитый Хутынский столп, возведенный в 1535-1536 годах. Его остатки археологи обнаружили обнаружены в 7–7,5 м к югу от Спасо-Преображенского собора. Раскопками на незначительной глубине от дневной поверхности (20–30 см) была вскрыты фундаменты и нижняя часть стен здания и примерно половины пристроенной к нему галереи.

Ту барочную колокольню, что мы видим сейчас, начали строить в 1758 году. Инициатором выступил князь, генерал-фельдмаршал Никита Юрьевич Трубецкой. Один из его предков в XVI веке служил воеводой в Новгороде, другие родственники были вкладчиками новгородских монастырей, упоминавшиеся в их синодиках. Предположительно, автором проекта был знаменитый московский архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский, а непосредственно строительство вел Петр Иванович Обухов, служивший в его мастерской. Историки архитектуры так же считают, что проект не был завершен в должной мере. Два массивных, почти равных по размеру четверика должны нести не менее двух ярусов, а вместо этого завершаются маленьким четвериком в упрощенном варианте, с заменой колонн на пилястры. Может быть, на реализацию идеи не хватило средств.

Строительство колокольни было завершено не ранее 1774 года. В 1830-е был осуществлен большой комплекс ремонтных работ и перестроек. Работы закончились в 1829 году.

Здание сильно пострадало в войну. Реставрация не смогла восстановить некоторые утраченные барочные элементы. Сохранились два колокола конца XVI века.


Текст: Александра Шапиро

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Предыдущие выпуски

Выпуск 1Софийский собор

Выпуск 2храм Бориса и Глеба в Плотниках

Выпуск 3Николо-Вяжищский монастырь

Выпуск 4храм Святого Мины в Старой Руссе

Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище

Выпуск 6: храм Ильи на Славне

Выпуск 7храмы на Городище

Выпуск 8: храм Николы на Липне

Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу

Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря

Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря

Выпуск 12церкви Георгия и Благовещения в Старой Руссе

Выпуск 13церковь Сергия Радонежского в Детинце

Выпуск 14церковь Федора Стратилата на Щиркове улице

Выпуск 15башня Кокуй Новгородского Детинца

Выпуск 16Николо-Косинский монастырь под Старой Руссой

Выпуск 17церковь Власия на Волосовой улице

Выпуск 18Михайло-Клопский монастырь

Выпуск 19церковь Успения на Торгу

Выпуск 20: церковь Андрея Стратилата

Выпуск 21храм 12 апостолов на Пропастех

Выпуск 22Воскресенский собор в Старой Руссе

Выпуск 23церковь Георгия на Торгу

Выпуск 24Лихудов корпус

Выпуск 25: церковь Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице

Выпуск 26звонница Софийского собора

Выпуск 27храм Симеона Богоприимца Зверина монастыря

Выпуск 28: Княжая башня Новгородского Детинца

Выпуск 29Троицкий собор Валдая

Выпуск 30: Деревяницкий монастырь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *