Мы продолжаем проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, Новгородского музея-заповедника, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».
В восьмом выпуске проекта мы уже обращались к церкви, которая расположена на Славенском холме в Новгороде – каменном храме Ильи на Славне (1198-1202 год) и сменившей ее церкви 1455 года. Всего в паре десятков метров от нее расположена церквушка гораздо меньшего размера, храм Петра и Павла на Славне, о котором и пойдет речь в новой серии «Новгородских древностей».

Вид с востока. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 года
Петропавловский храм впервые появился на Славенском холме скорее всего, несколько позже Ильинского, который существовал, возможно, еще в Х веке. Впервые мы встречаем ее на страницах новгородских летописей в 1146 году, когда были выстроены (вероятно, в дереве) оба храма на Холме: «В лето 6654… Том же лете съделаша 4 церкви: святую мученику Бориса и Глеба в Граде, святого пророка Илье и святую апостолу Петра и Павла в Холме, и святую безмздьнику Козму и Дамиана». Это мы читаем в Новгородской первой летописи старшего извода.

Сейчас храм расположен в сиреневом саду. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 года
В 1192 году первый храм сгорел во время грозы: «В лето 6700: Том же лете съгоре црькы на Хълме святых Апостол, зажьжена от грома». В 1193 году храм срубили заново.
Нынешнее здание появилось в 1367 году. Летописи сообщают вразнобой: то ли в этот год храм заложили, то ли достроили. Поэтому в литературе пишут, что время создания храма – 1366-1367 годы.
Очень важный момент заключается в том, что, несмотря на то, что храмы на Славне разделяют несколько десятков метров, и сейчас они кажутся единым архитектурным комплексом, во время строительства они были разделены стеной. В 1335 году в южной части Славенского конца была выстроена каменная стена, ограничившая город с этой стороны. Остатки стены, которую по имени отвечающего за ее постройку назвали «стеной посадника Федора» открыл в 1932-1937 годах Артемий Арциховский. И эта стена разделила существовавший тогда Ильинский каменный храм, оказавшийся внутри города, и деревянный Петропавловский, ставший загородным. Загородным был и каменный храм, который попал внутрь городской черты примерно через два десятка лет, когда ров и вал был сооружен вокруг Торговой стороны, и городская черта несколько отодвинулась.

Расположение храмов на Славне и стены посадника Федора. Чертеж Л.М. Шуляк. Цит. по. Седов Вл.В. Церковь Петра и Павла на Славне в Новгороде // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Вып. 2. М., 2011. С. 188–211.
Интересен заказчик строительства – некий Лазута: «Заложи Лазута церковь каменну святаго Петра, конець Славна». Специалисты считают Лазуту боярином Славенского конца – до храма Петра и Павла он уже выстроил приходской храм Иоанна Крестителя у Немецкого двора и монастырский храм Николы в мужском Лятском монастыре на поле недалеко от места строительства Петропавловской церкви.
Считается, что мотивом для Лазуты построить еще одну каменную церковь стало чудо. В Никоновской летописи по 1365 году мы читаем: «Бысть знамение от иконы святыя Богородица в церкви святаго Петра в Славне: идяше аки роса». Вероятно, икона «заплакала».
Храм получился средних размеров, почти квадратный в плане: 8,72х9,30 метров, однглавый, четырехстолпный. Боковые нефы много уже центрального, диаконник и жертвенник не отделены от основного объема церкви.

План церкви по уровню подцерковья по чертежу 1940-х годов (слева) и план храма по Г.М. Штендеру (справа). Цитируется по Седов Вл.В. Церковь Петра и Павла на Славне в Новгороде // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Вып. 2. М., 2011. С. 188–211.
Мы знаем, что в XV веке в храме был придел Введения «на полатях» — на хорах, но каким он был мы, увы не знаем – до нашего времени верхние части храма не дошли. Владимир Седов предполагает, что он мог находиться в северо-западном или юго-западном углу храма.

Фото 1914 года. Российский этнографический музей. (Госкаталог)
В ХХ век храм уже вошел очень сильно перестроенный. В XVI веке в нем появилось междуэтажное перекрытие, а в середине-второй половине XVII века произошла полная перестройка верхних частей здания. Серебряный оклад храмовой иконы «Петр и Павел», датируемый 1703 годом, сообщает нам: «…в прежних летах тое церкви свод обвалился».
Тогда оставшиеся после падения своды и верхние части столбов были сломаны и полностью переложены. В стенах четверика были пробиты широкие оконные проемы.
В середине XIX века мы снова видим храм в «ветхом состоянии», и стараниями священника Ильинской церкви, к которой Петропавловскую приписали в 1830 году, церковь Петра и Павла была «починена и исправлена» ремонтом 1845 года. Именно тогда у храма появились контрфорсы, дошедшие до Второй мировой войны.

Иконостас храма. Фото: Новгородский музей-заповедник
От начала ХХ века сохранились и снимки интерьера храма. Более того, в Новгородском музее-заповеднике сохранились и резные царские врата XVII века, которые были изъяты из храма и переданы в музей после его закрытия в 1920-х годах, в войну вывезены в Германию и затем возвращены в 1948 году.

Левая створка Царксих врат. Фото: Новгородский музей-заповедник
В Великую Отечественную войну храм получил серьезные повреждения, и мог исчезнуть с лица земли совсем. Удивительно это читать сейчас, но сразу после войны местные власти сочли, что храм Петра и Павла (как и, например, храмы Успения на Торгу, Власия на Волосовой улице, Климента и Иоанна на Опоках) во-первых, мешает застройке городского центра, а во-вторых, развалины угнетают психику горожан. Только вмешательство через центральную печать деятелей культуры Москвы и Ленинграда прекратило процесс разборки памятников архитектуры на стройматериалы.

Руины храма в 1948 году. Вид с востока. Фото: Новгородский музей-заповедник.

Руины храма в 1948 году. Вид с севера. Фото: Новгородский музей-заповедник.

Храмы Петра и Павла (слева) и Ильи (справа) после войны. Фото: Новгородский музей-заповедник.
В 1955 году храм был отреставрирован, а точнее – реконструирован Григорием Штендером и Вячеславом Кувырдиным с предположительным завершением на XIV век.
Вот как писал о своей работе сам Штендер: «В церкви Петра и Павла отсутствовали не только подпружные арки, но и верхняя часть подкупольных столбов, практически не существовала северная стена ( сохранилась на ¼ высоты) и половина западной.

Петропавловский храм в лесах. Акварель Г. Штендера. Фото: Новгородский музей-заповедник.
На оставшихся восточной, южной и западной стенах, верхние части которых впоследствии были надложены, сохранились не только очертания угловых сводов и пяты арок, но даже нижние части древнего трехлопастного покрытия. Тем не менее, целостное восстановление этого памятника, как теперь ясно, было весьма смелым действием.

Фасады храма. Чертежы Г.М. Штендера с указанием сохранившихся частей. Цитируется по Седов Вл.В. Церковь Петра и Павла на Славне в Новгороде // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Вып. 2. М., 2011. С. 188–211.
Утраченные столбы, арки и угловые своды восстановлены по наружным следам. Но барабан, подпружные арки, центральные своды и верхняя часть щипцов возведены с привлечением аналогий методом компиляции (анализ пропорций и использование декора, обычного для сохранившихся памяmиков XIV века). До какой-то степени эта синтетическая реставрация была оправдана градостроительной значимостью памятника, стоящеrо при въезде в Новгород по Волхову с озера.

Западная стена. Неоштукатурены подлинные остатки памятника. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 года
Сейчас, рассматривая эту рабоrу 1950-х годов, я отнюдь не убежден, что не допущена ошибка. Градостроительная значимость комплекса могла быть поддержана более убедительной реставрацией соседней церкви Ильи, поскольку, в отличие от церкви Петра и Павла, имеются фотографии этой церкви с барабаном, а также сохранилось завершение стен.
Церковь Петра и Павла не имела достаточно данных для безусловно достоверной реставрации верхней части. Поэтому историко-художественная значимость памятника несомненно снизилась. По-видимому, его следовало укрепить и законсервировать, сделав раздельное покрытие стен и столбов с выявлением и экспозицией разновременных наслоений. Этот путь увеличил бы историческую ценность здания как памятника материальной культуры нескольких столетий, дополнив «коллекцию» новгородского зодчества показом ее многообразия во времени. Усилилось бы и стало более энергичным эмоциональное воздействие его художественного образа — руины, заставляя зрителя «переживать» и мысленно дополнять утраты. Позднее, в 1977 году, автор этих строк попытался отчасти исправить положение и выделил новые части, оставив старые полностью неоштукатуренными».


Южный фасад. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 года
Тем не менее, что получилось, то получилось – и очень интересно было оценить архитектуру храма, расположенного по времени между двумя шедеврами – храмом Федора Стратилата на Ручью 1360-1361 годов и Спаса на Ильине 1374 года.

«Ушедший» в культурный слой закладной крест на южном фасаде. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 года

Закладной крест на западном фасаде. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 года
И здесь, в качестве завершения статьи, мы хотели бы привести итоговый вывод замечательного специалиста по древнерусской архитектуре Владимира Седова, который посвятил архитектуре храма отдельную статью:
«Церковь Петра и Павла на Славне следует считать не столько упрощенной постройкой, воздвигнутой какой-то второстепенной группой мастеров, сколько выстроенным лучшими новгородскими мастерами зданием второго ряда (что определено значением храма и средствами заказчика), с определенным «этикетом» соответствия этому ряду, то есть с не только экономическими, но и «этикетными» упрощениями размера, ярусности, декора. Однако это именно «этикетное» упрощение, происходящее от знания места постройки в неписанной, но относительно ясной и легко считываемой иерархии, здесь нет ни одного свидетельства провинциальности, неумения или архаичности.

Северная стена, почти полностью восстановленная. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 года
Наоборот, отдельные формы демонстрируют очень большую связь с самой новой версией традиции (то есть с чертами церкви Федора Стратилата): здесь еще раз надо упомянуть о схожей разбивке плана, схожей расстановке столбов, похожести оконных проемов. В это же самое время некоторые декоративные формы показывают продолжающийся характер формотворчества, этап формирования стиля: и «смоленские» бровки над порталами, которые чуть позже «всплывут» в таком великолепном памятнике, как церковь Спаса на Ильине, и пояски поребрика, как будто напрямую пришедшие из кирпичной готики в Петропавловский храм, показывают, что строили храм первоклассные новгородские мастера, продолжавшие складывать вместе и тасоватъ новые и старые формы с одной целью: добиться яркого образа. Такое понимание характера церкви 1367 г. на Славне дает возможность включить ее в разряд ярких памятников периода сложения новгородского «византийско-готического» стиля второй половины XIV в.».

Вид с северо-востока. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 года
Что ж, лучше и не скажешь!

Общий вид с севера. Фото Алексея Паевского, июнь 2024 года
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен
Литература
Седов Вл.В. Церковь Петра и Павла на Славне в Новгороде // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Вып. 2. М., 2011. С. 188–211.
Трофимова А.Н. Из истории церкви Петра и Павла на Славне в Новгороде// Новгород и новгородская земля. Искусство и реставрация. Вып. 9. Великий Новгород, 2023. С. 39-55
Предыдущие выпуски:
Выпуск 1: Софийский собор
Выпуск 2: храм Бориса и Глеба в Плотниках
Выпуск 3: Николо-Вяжищский монастырь
Выпуск 4: храм Святого Мины в Старой Руссе
Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище
Выпуск 6: храм Ильи на Славне
Выпуск 7: храмы на Городище
Выпуск 8: храм Николы на Липне
Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу
Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря
Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря
Выпуск 12: церкви Георгия и Благовещения в Старой Руссе
Выпуск 13: церковь Сергия Радонежского в Детинце
Выпуск 14: церковь Федора Стратилата на Щиркове улице
Выпуск 15: башня Кокуй Новгородского Детинца
Выпуск 16: Николо-Косинский монастырь под Старой Руссой
Выпуск 17: церковь Власия на Волосовой улице
Выпуск 18: Михайло-Клопский монастырь
Выпуск 19: церковь Успения на Торгу
Выпуск 20: церковь Андрея Стратилата
Выпуск 21: храм 12 апостолов на Пропастех
Выпуск 22: Воскресенский собор в Старой Руссе
Выпуск 23: церковь Георгия на Торгу
Выпуск 24: Лихудов корпус
Выпуск 25: церковь Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице
Выпуск 26: звонница Софийского собора
Выпуск 27: храм Симеона Богоприимца Зверина монастыря
Выпуск 28: Княжая башня Новгородского Детинца
Выпуск 29: Троицкий собор Валдая
Выпуск 30: Деревяницкий монастырь
Выпуск 31: Хутынский монастырь
Выпуск 32: Спасская башня Новгородского Детинца
Выпуск 33: храм Благовещения на Михайловой улице
Выпуск 34: Валдайский Иверский монастырь
Выпуск 35: храм Иоанна Богослова на Витке
Выпуск 36: Спасо-Преображенский храм в Старой Руссе
Выпуск 37: Дворцовая башня Новгородского Детинца
Выпуск 38: Владимирская башня и Владимирская церковь Новгородского Детинца