Сегодняшний «герой» проекта «Новгородские древности» очень необычный. Памятник архитектуры, расположенный в памятнике природы. Христианский храм, сохранивший в топографической привязке имя языческого бога. Нам неизвестна дата его постройки, но это совершенно точно последний храм Новгородской земли до монгольского нашествия на Русь. Мы даже достоверно не знаем, во имя кого или чего этот храм был освящен при постройке. Итак, встречайте: храм Рождества Богородицы Перынского скита.

Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, Новгородского музея-заповедника, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет». 

Этот храм располагается под Новгородом Великим, впрочем, туда можно доехать городским транспортом или даже дойти пешком: от центра не более часа. Когда-то Перынь — так называется урочище, где уже почти восемь веков стоит храм, — была отдельным островом при истоке Волхова из озера Ильмень. Но с 1960-х годов сюда ведет дамба, по которой может проехать автомобиль. Сейчас остров хорошо заметен и выделяется благодаря посаженной еще в позапрошлом веке сосновой роще, превратившей остров в памятник природы.

Вид на храм из урочища. Фото Снежаны Шабановой. 2012 год

Название урочища даже нелингвисту кажется похожим на имя языческого бога Перуна, культ которого установил на Руси Владимир Святославич, княжение которого начиналось именно с Новгорода.

Вход в Перынь
Wikimedia Commons

Естественно, издавна считалось, что именно в Перыни было главное капище Перуна. Раскопки 1940-1950-х годов, которые проводили выдающиеся археологи Артемий Арциховский и Валентин Седов, открыли площадку диаметром в 21 метр, окруженную рвом в 5-7 метров шириной и в метр глубиной с лунками, в которых были найдены угли. В центре площадки нашлась и яма от большого столба (идола Перуна?). Исследователи даже составили графическую реконструкцию капища. Впрочем, позже другие археологи, петербуржец Лев Клейн и новгородец Владимир Конецкий, заявили, что найдено отнюдь не капище, а остатки крупных сопок (погребений). В любом случае, мы знаем, что еще до христианства здесь было культовое сооружение. Раскопки Новгородского университета в 2020-х годах подтвердили мнение Клейна и Конецкого.

Реконструкция капища
Валентин Седов

Затем произошли известные события, потом названные Крещением Руси. Идола сбросили в Волхов. Вот как пишет об этом Новгородская Первая летопись: 

«В лето 6497. Крестися Володимиръ и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градомъ епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду. И прииде къ Новуграду архиепископъ Аким Корсунянинъ, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзъше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ; и заповеда никому же нигде же не прияти. И идее пидьблянин рано на реку, хотя горънци вес ти в город; сице Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: „ты, рече, Перунище, досыти пилъ и ялъ, а ныне поплови прочь“; и плы со света окошьное»

Впрочем, что было дальше на протяжении почти 250 лет мы не имеем ни малейшего представления. Первое упоминание о Рождественском монастыре на Перыни относится аж к XIV веку (1386 год). Тогда его сожгли сами новгородцы, чтобы он не достался русскому князю Дмитрию Донскому, который шел войной на русский город Новгород. Зато мы знаем, что в это время монастырь уже существовал.

Храм в конце XIX века
Журнал «Всемирная иллюстрация»

То, что сохранившийся храм построен в домонгольское время, стало понятно только после войны, когда исследователи приступили к его изучению. Этот крошечный храм (его размеры всего 9,5×7,5 метров) выстроен в традиционной для того времени технике — смешанной кладке из плинфы (плоского кирпича, размеры которого в данном случае 25х20х5 см) и серого камня. Когда историку архитектуры попадается плинфяная постройка, это очень хорошо для датирования: размер плинфы может достаточно точно сказать о времени постройки. Правда, три различные шкалы размеров плинфы для новгородских церквей дают различные результаты с разбросом от 1209/19 до 1224 года.

По мнению Владимира Седова, Перынский храм продолжает историю новгородских башнеобразных храмов, начинающуюся с «чуждого» новгородскому стилю храма Пятницы на Торгу 1207 года, выстроенного смоленскими мастерами, продолжающуюся храмом Михаила на Прусской улице и, в итоге, в нашем случае смоленская школа уже плотно соединилась с новгородской, дав тот самый уникальный синтез, который через 60-70 лет подхватит церковь Николы на Липне и дальше приведет к новгородским шедеврам конца XIV века.

Храм в 1900 году
Public domain

Исходя из строительной техники храм датируют 1230-1240 годами (консенсус — «точно позже 1207 года, вероятнее всего — позже 1224 года, года завершения храма на Прусской улице — и не позже середины 1230-х).

Потом в Новгороде не строили полвека: хотя монголы и не разрушили город, и не захватили его, каменное строительство по экономическим причинам замерло до конца XIII века.  Есть версия, что храм выстроен в 1226 году, когда в Новгороде находился князь Ярослав Всеволодович и проходили выборы архимандрита.

По преданию, до каменного храма была деревянная церковь, но это только предание, и дата ее постройки, 995 год, сразу после Крещения, весьма условна.

Храм в 1948 году

Что было дальше, нам известно мало. Монастырь жил, храм как-то перестраивался. В 1528 году в монастыре — в числе прочих новгородских обителей — был введен общежительный устав. Скорее всего, именно тогда появилась деревянная трапезная, сгоревшая через четверть века: по 1558 годом мы читаем в летописи, что «Месяца марта в 4 ден, на 3 недели великого поста в субботу на Перине монастырь выгорел весь и трапеза, а игумена в манастыре не было».

Церковь Рождества Богородицы на Перыни. Чертежи Р.А. Кацельсон: план с притвором, поперечный разрез по западной трети, продольный разрез, южный фасад. Цитируется по: Седов Вл.В. Церковь Рождества Богородицы в Перыни: новгородский вариант башнеобразного храма // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. М., 2009. С. 29–54.


Владимир Седов пишет, что роспись новгородских церквей и монастырей 1615 года упоминает каменный храм с посвящением Успению Богородицы (заметим, что во всех других источниках храм обозначен как посвящённый Рождеству Богородицы) и деревянный храм в трапезной, посвящённый Троице: «Монастырь Перынской, а в нем храмы: Успение Богородицы, камен, да Троица, древян». В Описи Новгорода 1617 г. в монастыре упомянут лишь один разорённый каменный храм и один монах: «Пречистые Богородицы Рождества Перынского монастыря. Храм в монастыре Рожество Богородицы розорен. Келей и ограды около монастыря нет. В монастыре старец один Максим. Церковной монастырьской казны Божия милосердия у него крест благословящей да 5 книг».

Точно известно, что монастырь был упразднен в 1764 году реформой Екатерины II, в 1827 году снова возобновлен — уже как скит Юрьева монастыря, который расположен в полутора километрах. После революции, в 1920 году, его закрыли. Какое-то время в зданиях скита, выстроенных в XIX веке, был рыбозавод, потом — турклуб. Сейчас храм снова стал скитом.

Храм во время реставрации в 1962 году


Храм в 2005 году. Фото Алексей Паевский

Вид с юго-запада. 2015 год. Фото: Алексей Паевский

В 1960-е годы храму вернули первоначальный облик, провели детальные исследования, нашли даже фрагменты фресок.

Своды храма. Фото: Алексей Паевский, 2021 год

Интерьер храма. Фото: Алексей Паевский. 2021 год

Однако реставрация была не совсем точной: крышу сделали шлемовидной. Сейчас барабан покрыт более аутентичной кровлей — это было сделано уже в 2010-х годах (о кровлях домонгольских храмов и Перынского в том числе можно прочитать в этой статье петербургского исследователя Ильи Антипова).

Иллюстрация из статьи Антипова

Храм в 2015 году. Фото: Алексей Паевский

Храм в январе 2021 года с новой кровлей. Фото: Алексей Паевский

Храм с новой кровлей. Вид с востока

Текст: Алексей Паевский

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Литература:

Антипов И.В. Кровли памятников новгородской архитектуры домонгольского времени // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krovli-pamyatnikov-novgorodskoy-arhitektury-domongolskogo-vremeni (дата обращения: 09.01.2025).


Седов Вл.В. Церковь Рождества Богородицы в Перыни: новгородский вариант башнеобразного храма // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. М., 2009. С. 29–54.

Григорьева О.В., Кудрявцев А.А. Раскопки В.В. Седова в Перыни под Новгородом: перспективы изучения архивных материалов // От ранних славян до Руси. Тезисы научной конференции к 100-летию со дня рождения В.В. Седова. М., 2024. С. 83-90.

Предыдущие выпуски:

Выпуск 1Софийский собор

Выпуск 2храм Бориса и Глеба в Плотниках

Выпуск 3Николо-Вяжищский монастырь

Выпуск 4храм Святого Мины в Старой Руссе

Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище

Выпуск 6: храм Ильи на Славне

Выпуск 7храмы на Городище

Выпуск 8: храм Николы на Липне

Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу

Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря

Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря

Выпуск 12церкви Георгия и Благовещения в Старой Руссе

Выпуск 13церковь Сергия Радонежского в Детинце

Выпуск 14церковь Федора Стратилата на Щиркове улице

Выпуск 15башня Кокуй Новгородского Детинца

Выпуск 16Николо-Косинский монастырь под Старой Руссой

Выпуск 17церковь Власия на Волосовой улице

Выпуск 18Михайло-Клопский монастырь

Выпуск 19церковь Успения на Торгу

Выпуск 20: церковь Андрея Стратилата

Выпуск 21храм 12 апостолов на Пропастех

Выпуск 22Воскресенский собор в Старой Руссе

Выпуск 23церковь Георгия на Торгу

Выпуск 24Лихудов корпус

Выпуск 25: церковь Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице

Выпуск 26звонница Софийского собора

Выпуск 27храм Симеона Богоприимца Зверина монастыря

Выпуск 28: Княжая башня Новгородского Детинца

Выпуск 29Троицкий собор Валдая

Выпуск 30Деревяницкий монастырь

Выпуск 31: Хутынский монастырь

Выпуск 32Спасская башня Новгородского Детинца

Выпуск 33храм Благовещения на Михайловой улице

Выпуск 34Валдайский Иверский монастырь

Выпуск 35храм Иоанна Богослова на Витке

Выпуск 36Спасо-Преображенский храм в Старой Руссе

Выпуск 37Дворцовая башня Новгородского Детинца

Выпуск 38Владимирская башня и Владимирская церковь Новгородского Детинца

Выпуск 39храм Петра и Павла на Славне

Выпуск 40храм Михаила Архангела на Торгу

Выпуск 41: церковь Спаса на Ильине

Выпуск 42церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине)

Выпуск 43церковь Воскресения (Уверения Фомы) на Мячине

Выпуск 44: церковь Иоанна Милостивого на Мячине

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *